В Рязани

«Ноуменарт» в мифах и озарениях. В Рязани знакомятся с выставкой Александра Кацалапа и с философией авангарда 12+

31 июля в картинной галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» начала работу персональная выставка московского художника Александра Кацалапа «Ноуменарт».

Уроженец Памира, участник Творческого союза художников России, живописец, экспериментатор и искусствовед, он — активный преемник эстетики авангарда, экспериментального и концептуального искусства XX века. В нынешней экспозиции Александр Кацалап знакомит зрителей не только с самобытными произведениями — в духе «магического реализма», но и с настоящим культурным манифестом — собственной философией ноуменального искусства. Подобная философия (от греческого «noumenon» — познаваемое разумом) берет начало ещё в космогонических древнегреческих представлениях. Она олицетворяет поиск посредством искусства той субстанции, что непознаваема пятью органами чувств... Лично для Александра Кацалапа этот поиск выглядит так: грунтуется основа, затем используется — вслед за Поллоком! — метод дриппинга, когда самые разные краски набрызгиваются на холст. Гуашь и акрил, серебро, красный, желтый, синий... После, из спонтанного сочетания пятен и линий, художник в соответствии со своим настроем, состоянием «вытягивает» из хаотического ряда глубинные образы, подсказанные подсознанием. Это может быть образ Геракла или пары ветхозаветных влюбленных, сюжетное полотно — «Похищение Европы», реалистичный пейзаж с домом на Рождественке или лубочно-праздничные, шуточные картины с омаром, петухом, нарядным цветочным букетом...

Александр Сергеевич убеждён: даже рисуя простой камушек, элементарный цветок, живописец должен постараться выразить собственное восприятие мира в целом. Это высокое восприятие, на уровне архетипов, мифов, «вечных» сюжетов и легло в основу необычного жанра.

От многофактурных, многослойных в своем послании рисунков веет большим доверием, теплом и какой-то уютной свободой. Любопытно, что именно ощущение Любопытно, что именно ощущение творческой освобожденности Александр Сергеевич ценит в этой серии:творческой освобожденности Александр Сергеевич ценит в этой серии:

Как и другие художники, я начинал с пейзажей, натюрмортов, но в какой-то момент художнику нужно обрести и свою тему, и свой язык. И мне нужен был момент раскрепощения, после традиционных картин важно было обрести свободу. Я приведу, наверное, странное сравнение. Вот ваш земляк Сергей Есенин — когда он занялся имажинизмом, в нем произошла качественная трансформация. Будучи ранее поэтом крестьянского типа, он вдруг обрел свободное, новое видение общемирового значения... Так и художнику надо освободиться, и ноуменарт дал эти ступеньки освобождения

Таким образом, все эти самобытные работы, созданные в 1990-х — 2000-х, ныне для автора остались лишь эпизодом в творческом поиске.

Ноуменарт был переходным этапом: я понял, что подсознательное носит маргинальный характер. Ведь важнее рождать художественную форму путём анализа ситуации, окружающего мира, жизни. Это должно происходить именно путём рассуждений, путём трансформации событий в твоем сознании! Ну а ноуменарт рассуждения не требует

Нынешний вектор творчества Александра Кацалапа — это как раз «разумное», концептуальное искусство, такой вектор задан художнику мэтром авангардной живописи 1960-х, ярким представителем направления нон-конформистов Владимиром Немухиным. В середине 2000-х Александр Сергеевич имел возможность плодотворно с ним пообщаться и, со свойственной ему живостью ума, стал активно пробовать себя в новом русле. Его проект последних лет — «Моя территория», где объединились и холсты, и инсталляции, и скульптуры. В основе «концептуальных» метафор — участок земли за городом как творческая обособленная «вотчина» художника, и забор, ограждение как граница с внешним, отчужденным миром. Этот проект уже обрел свои очертания в экспозициях, которые передвигаются по музеям России и, возможно, однажды будут представлены и рязанской публике.

Но и нынешняя выставка московского живописца в Рязани самобытно отвечает духу художественного авангарда, арт-эксперимента. Куратор выставки, искусствовед Галина Торопова, отметила в день презентации экспозиции в галерее Виктора Иванова: «Мы, можно сказать, попали в струю общего интереса к подобному искусству, и мы идём в этом русле». Она напомнила, что в Третьяковской галерее открылась получившая широкий отклик выставка русского авангарда «НЕНАВСЕГДА 1968 — 1985». В то же время и в рязанском областном музее открыта сейчас выставка авангардистов «Непокорные», на основе уникальной коллекции искусствоведа Валерия Дудакова. Интересно, что в Рязани ее осматривала гостящая в городе вместе с Кацалапом Вера Русанова, супруга известного коллекционера русского неофициального искусства ХХ века Альберта Русанова. Так, она передала свою книгу «Мне завтра 70» о художниках-нонконформистах в библиотеку музея. «Авангардная» экспозиция в художественном музее будет открыта до 24 сентября. Ну а «магическая» выставка «Ноуменарт» в галерее «Виктор Иванов и земля Рязанская» продолжит работу до 24 августа 2020 года.

Ольга Маслова