В Рязани

Участникам и гостям III Форума древних городов рассказали «околоэкспедиционные байки и побасенки» 12+

31 июля в рамках поведения III Международного форума древних городов в Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества состоялась этноплощадка под названием «Околоэкспедиционные байки и побасенки русского этнографа». Её учредителями и организаторами являются министерство культуры и туризма Рязанской области и ГБУК «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества». Модератором этноплощадки выступила директор центра, заслуженный работник культуры РФ Елена Шаповская. Этноплощадка проходила в смешанном формате: доклады проходили как непосредственно в зале, так и в онлайн-режиме.

Мероприятие проходило в двух частях: «Традиционный костюм и фольклор» и «Фольклор и фольклоризм». Цель проекта — популяризация профессий этнографа, этнолога, фолклориста, воссоздающих и сохраняющих традиционную культуру во всех её проявлениях.

Как отметила в своём вступительном слове Елена Шаповская, подобные встречи — круглые столы, этнографические конференции — проходят ежегодно, время проведения Форума древних городов совпало со значимой датой в отечественной этнографии — днём рождения этнографа Натальи Ивановны Лебедевой.

Нам очень приятно, что наше этнографическое сообщество с каждым годом расширяется. Благодаря форуму древних городов, который проходит на Рязанской земле уже в третий раз, у нас появляются новые коллеги, появляется большая дружная команда. К нам присоединились Тверь, Ярославль, Москва. Я уверена в том, что на следующий год мы будем проводить конференцию в другом формате и увидимся очно. Но тем не менее, технические средства позволяют нам пообщаться и таким образом

Интересными подробностями участия в фольклорных студенческих экспедициях поделилась Татьяна Валькова — ведущий методист отдела актуализации нематериального культурного наследия, заведующая Фольклорным центром ГБУК г. Москвы «ТСК Кунцево», руководитель Народного коллектива Студии традиционного народного костюма «Русские начала», лауреат премии Правительства РФ «Душа России». Её увлечение костюмами началось в 1985 году в Горьковкой области в деревне Велужского района, когда она увидела свадебный сарафан 1905 года.

«Моя практика проходила в Мезенском районе Архангельской области в деревне Сафоново — последней русской деревне на востоке этого района. Наша группа провела там несколько дней, и нам удалось собрать в деревне небольшой песенный коллектив, от которого мы записали несколько интересных и уникальных песен», — рассказала Татьяна Робертовна в своём докладе под названием «Русский Север. Чердачные истории (этнографические заметки исследователя традиционного текстиля)».

Тему этнографических экспедиций продолжила Елена Александровна Самоделова — фольклорист, литературовед, текстолог, старший научный сотрудник Института мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук. Её доклад назывался «По следам „живой старины“. Из опыта организации и проведения этнографических экспедиций». Интересной и захватывающей оказалась история спикера о поисках сахарного колодца в селе Кузьминское Рыбновского района — согласно преданиям, сахарный колодец обладает вкуснейшей водой, сладкой словно сахар. По отзывам некоторых местных жителей, а также серьёзных исследователей и экскурсоводов ей удалось узнать, что сахарный колодец должен быть вблизи перевоза через Оку, у системы родников, но отыскать его крайне затруднительно. Параллельно с поисками колодца, общаясь с местными жителями, Елена Александровна собирала фольклорный материал: сказки, старинные песни, воспоминания о традиционном классическом свадебном обряде и о календарных праздниках, былички, легенды, частушки и духовные стихи.

Доклад Вячеслава Васильевича Коростылёва, заслуженного работника культуры РФ, почётного гражданина города Рязани и главного редактора журнала «Рязанский этнографический вестник», назывался «Рязанская этнографическая энциклопедия — свод знаний о нематериальном культурном наследии Рязанской земли». В начале своего выступления он акцентировал внимание на обостряющихся в наше время этнических противоречиях, нередко приводящих к вооружённым конфликтам. После этого он обратил внимание на то, что в некоторых постсоветских республиках запрещается использование русского языка.

Вторая часть его выступления была посвящена сбору фольклора в Рязанской области. В советское время власти отказались выделять деньги на исследования, мотивируя это тем, что всё народное творчество уже собрано и больше ничего нового открыть нельзя. После такого заявления Вячеслав Васильевич решил начать исследовать фольклор самостоятельно, на собственные деньги. Кроме того, ему удалось издать книги, содержащие собранный материал.

Елена Петровна Осипова — директор института непрерывного образования РГУ имени С.А. Есенина, кандидат филологических наук, доцент выступила с докладом «Полевые исследования говоров как форма сохранения народной культуры». В своём выступлении она отметила важность диалектической практики для студентов-филологов.

Сейчас в ученом плане подготовки учителей русского языка и литературы есть диалектическая практика. Мне неоднократно приходилось её отстаивать. Я считаю, что такая практика невероятно важна. Сейчас уровень сельского населения сокращается. Большинство студентов, которые поступают в университет, живут в городах. Соответственно у них возникают проблемы с пониманием художественных текстов, посвящённых жителям села

Также Елена Петровна заявила, что старается учить студентов отличать научную истину от легенды:

«К примеру, существует легенда о происхождении названия села Кораблино в Рязанской области. Согласно ей, на месте деревни были вековые сосновые леса с большими деревьями, и что ввиду этого Пётр Первый приказал тащить эти сосны по суше на Балтику для постройки кораблей. На самом деле у названия села происхождение абсолютно языковое. Одним из самых крупных земельных собственников в Рязанском крае был род бояр Коробьиных. И это село получило своё название по фамилии владельца — Коробьино. Но в результате диалектного произношения это слово трансформировалось в Кораблино».

Кроме материалов этнографических и фольклорных исследований участникам и гостям этноплощадки были воочию представлены традиционные наряды Рязанской области и народная песня «Во бору-то сосны» в исполнении ансамбля студенток Рязанского музыкального колледжа.

Руслан Яралиев