В Рязани

Программу I Международного фортепианного конкурса русской музыки продолжили открытые мастер-классы членов жюри 12+

3 декабря программу I Международного фортепианного конкурса русской музыки в Рязанском музыкальном колледже им. Пироговых продолжили открытые мастер-классы членов профессионального жюри. Их участниками стали конкурсанты, не прошедшие во второй тур и получившие уникальную возможность представить произведения конкурсной программы полуфинала на суд жюри в индивидуальном порядке, их педагоги, а также студенты и учащиеся школ искусств Рязани.

В качестве наставников выступили председатель жюри конкурса, народный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Овчинников; профессор Миланской консерватории им. Дж. Верди Винченцо Бальцани (Италия); профессор Университета искусств Фолькванг в Эссене Борис Блох (США); профессор Университета АльфонсоХ эль Сабио в Мадриде Леонель Моралес (Испания); художественный руководитель Международного фортепианного конкурса им. Сезара Франка Филипп Раскин (Бельгия); заслуженный работник высшей школы России, декан и профессор фортепианного факультета Российской академии музыки им Гнесиных Сергей Сенков.

Двухчасовые прослушивания мэтрами с полноценным «разбором полётов» проходили одновременно на двух площадках — в большом и малом залах РМК, каждому участнику мастер-класса уделялось не менее 40 минут, но часто, увлекшись игрой на инструменте и живой беседой с испытуыемым, наставники превышали этот хронометраж.

Конкурсы это всегда очень интересно, тем более такого масштаба, такого уровня. По сути, здесь каждый человек уже претендует на звание профи и каждый человек здесь пытается включить в свое исполнение какую-то индивидуальность. Здесь уже не идёт речь о верности технической, верности в целом сценической, здесь уже исполнители соревнуются в плане своего «я». И всегда интересно смотреть на каждого из них, каждый это открытие, что-то новое. И в младшей категории мне многие ребята понравились, в старшей, и вообще впечатлили и участники, и сам конкурс. Это праздник, масштабность

Студентка Краснодарского музыкального колледжа Валерия Мысляева представила профессору Сергею Сенкову свою импровизацию-фугу Шнитке, которую она готовила для выступления во 2-м туре,— и получила множество ценных советов от маэстро.

Это новое произведение, я с ним работаю буквально с начала этого года, и мне, конечно, любопытно вообще узнать, что оно из себя представляет. В нашем колледже редко играют и русскую музыку и вообще современную, поэтому мнение профессионалов особенно ценно. Конечно, мастер-класс понравился, очень задает энергии профессор Сергей Сенков. Он помог мне скомпоновать в целом произведение, собрать все части воедино. Потому что произведение достаточно контрастно, он помог структуру, форму собрать в целом. Показал, что есть культура звука в данном варианте

Участник первого тура конкурса, выпускник Московской государственной консерватории им. И.П. Чайковского Олег Землянский представил профессору из США Борису Блоху Сонату № 1 Рахнанинова, которую собирался играть во втором туре. Все, кто наблюдал за этим процессом из зала, не могли не заметить подлинное удовольствие, которое получали оба, и педагог и наставник, в процессе исполнения этого произведения. По словам Олега Землянского, для него мастер-класс помог вдохнуть новую жизнь в это произведение.

Мне очень понравился мастер-класс, профессор Борис Блох — очень душевный человек и профессионал очень высокого класса. Когда эти два качества совпадают, то получаешь просто самый лучший опыт, который ты только можешь себе представить. И особенно когда ты встречаешь профессионала, который сам играл это же редко исполняемое произведение и которому оно хорошо знакомо. Когда ты очень кропотливо работаешь, знаешь уже каждую ноту, но при этом уже начинаешь привыкать к этой музыке, — очень важно встретить человека, педагога, который может вдохнуть новую жизнь в твоё произведение. После этого начинаешь на него смотреть с другой стороны, и это сильно расширяет границы его восприятия

Для меня это вообще практически первый конкурс такого уровня. Подготовка началась с лета и весной у меня было очень много концертных мероприятий, где можно было обыграть программу, услышать, как произведение звучит в разных залах, на разных инструментах, постоянно обновлять, обкатывать его. Огромная работа к этому конкурсу меня продвинула на много шагов вперёд. И даже если ты не проходишь никуда, эта работа никогда не остается напрасной, она наоборот тебя развивает, двигает. И к следующему мероприятию тебе уже проще готовиться и у тебя уже есть какой-то приобретённый опыт

Учащаяся ДМШ № 1 им. Аглицевой г. Рязани Варвара Почтарь пока не является участницей конкурса, но с интересом посещает прослушивания; в качестве талантливой, перспективной ученицы её пригласили на мастер-класс к Винченцо Бальцони, который детально помог разобрать ей подготовленные прелюдии Д. Шостаковича, часть сонаты № 1 Л.Бетховена и «Девушка с волосами цвета льна» К. Дебюсси.

Побывав на мастер-классе, я поняла, насколько важны штрихи в пьесах, например, стаккато может быть разного нажатия, легато по-разному связывать можно, и в общем очень интересно было поработать с профессором из другой страны. В будущем, конечно, хотелось бы тоже участвовать в подобном конкурсе.

Самому юному участнику конкурса, Василию Черотченко, 11 лет. Он приехал на конкурс из Псковской области, и как уверяет, случайно прошёл отбор. «Мы приехали в салон Стенвей просто поиграть на рояле и случайно прошли отбор, Васю пригласили поучаствовать в конкурсе. Мы отправили видео с его исполнением и очень удивились, когда от организаторов пришло подтверждение», — рассказывает мама юного конкурсанта. Немного ранее Василий стал лауреатом конкурса «Ступени мастерства» и получил свою первую денежную премию — 7 тысяч рублей. Серьезно игрой на фортепиано в детской музыкальной школе мальчик занимается два года, но его мечта — быть органистом. Всё началось с того момента, как в их городе удалось восстановить старинный орган, и Васе, который впервые услышал его музыку в 4 года, разрешили потрогать этот древний инструмент, понажимать клавиши... С тех пор желание овладеть этим инструментом не покидает Василия, родители проконсультировались с профессионалами — те единодушно заявили, чтобы обучаться игре на органе нужна фортепианная база, хотя бы начальной музыкальной школы. В будущем Василий хочет связать свою жизнь именно с музыкальным исполнительством, быть профессиональным пианистом, в пока отдалённых планах — поступление в московскую консерваторию. А пока — готовится ко второму туру.

Участие в таком масштабном творческом соревновании, несомненно, большой стресс для участников: все ощутимо волнуются, выступлениям предшествовала серьезная подготовка, да и призовой фонд конкурса внушительный. Но, по мнению и членов жюри, и самих конкурсантов, даже несмотря на непрохождение во второй тур, сам факт участия для молодых исполнителей в подобном конкурсе уже является победой и огромным шагом вперёд: все отмечают очень сильный состав участников — ведь они победители очень серьёзного отборочного тура.

Огромное значение имеет выбор программы — дети часто, стремясь быть взрослыми, не дотягивают до уровня игры того произведения, которое они сами для себя выбрали. Бывает, что юные исполнители выбирают для себя очень сложные программы, с которыми не очень справляются, а если справляются, то часто останавливаются на техническом исполнении произведения. А ведь на самом деле это только первый шаг к раскрытию образного строя любого трудного произведения, а дальше не хватает умения, сил, фантазии, времени, Для таких серьёзных, ответственных выступлений программу надо выбирать ту, в которой ты себя чувствуешь как рыба в воде. Ты чувствуешь этот стиль, ты хорошо знаешь этого композитора, понимаешь его музыкальный язык, чувствуешь его образный мир, и он тебе близок. И поэтому ты выбираешь именно ту программу, без которой ты просто жить не можешь и можешь высказать все свои потайные, может быть, какие-то чувства и мысли через эту музыку. Ещё один момент — всё-таки и визуальное соответствие поведения на сцене, где всё имеет значение — и то, как вы выходите, с какой осанкой, степенью собранности; самое красивое платье и даже хорошо сыгранное произведение в восприятии зрителя и жюри может быть смазано, например, расхлябанной походкой, неумением улыбаться зрителю, выйти на поклон. Зрители должны получить удовольствие от вашей игры и вашего выхода

«Прекрасный колоссальный зал сделали здесь, с роскошными двумя инструментами, Yamaha и Steinway, всё звучит, акустика великолепная. Мы сидим на последнем ряду как будто бы вокруг рояля, вс` слышно, и это конечно большое достоинство этого зала. Я бы сам с удовольствием сыграл бы здесь какой-нибудь концерт, в этом зале приятно находиться, приятно слушать любого исполнителя, прекрасная акустика. Это просто настоящий праздник», — отметил Владимир Овчинников.

Продолжением конкурсной программы станут прослушивания II тура на площадках РМК им. Пироговых и Рязанской областной филармонии, которые продолжатся 4 декабря. Программа конкурсных мероприятий здесь, а также на официальном сайте конкурса www.rmpcompetition.ru.