В Рязани

Московский художник Виктор Брагинский представил заключительную выставку года в РХМ 12+

28 ноября в Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина открылась выставка графики произведений московского художника Виктора Брагинского под поэтическим названием «Холодных, чистых красок торжество...». Выставка носит ретроспективный характер — в юбилейный для автора год он представил живописные полотна из разных коллекций, живописные этюды, иллюстрации, работы в других графических техниках.

Всех собравшихся приветствовала директор художественного музея Марина Котова, поздравившая художника с юбилеем, которая отметила, что открывать новогодние праздники творчеством художников Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова стало уже доброй традицией.

Название выставки полностью отвечает настроению представленных полотен — спокойных неброских пастелей художника, невероятно красивых и трогательных.

Их основная тема — природа средней полосы России, наиболее созвучная лирическому дару мастера. Для её отражения художник использует возможности сложной и хрупкой техники пастели, многослойной, обладающей бархатистой поверхностью и мерцающей бесконечностью оттенков. Он очень скрупулёзен в деталях, что характерно для реализма, но при этом он не просто срисовывает понравившийся ему пейзаж, но и «дофантазирует» его.

Мастер передает тончайшие состояния природы — туманы, рассветы, пограничные переходы дня и ночи, дали, используя изысканный колорит коричневых и сиреневатых оттенков, музыкальность линейных и тональных ритмов. Один из частых пейзажных мотивов — весеннее половодье, разливы рек, белые, голые деревья в воде, тающий снег; небо, отражающееся в бесконечных лужах и какой-то необъяснимый трепет воздуха. Природа у Брагинского почти всегда величественна, она не знает потрясений. А вот человек на его полотнах не очень частый гость, обычно он только незначительная честь пейзажа.

Прочувствовать своеобразие среднерусского пейзажа Виктору Эмильевичу помогают путешествия по России и другим странам мира. На контрасте смотрятся работы художника, посвящённые путешествию в Марокко, где он побывал несколько лет назад. На этот цикл его вдохновили произведения Зинаиды Серебряковой, созданные ею в Марокко в 1930-е годы. Звучность пастельных красок как нельзя лучше подходит для того, чтобы передать колорит Востока, с его бесконечным многообразием и насыщенностью цветов. Здесь Брагинский отдает предпочтение не только марокканскому пейзажу, но и деталям быта, людям. Мастерски выражая тончайшие нюансы реальности: контуры далёких гор, игру теней на стенах южного города, очертания каравана бедуинов в ночи, колорит синих сумерек, грацию лодок на морском берегу или узоров медресе, — художник погружает зрителя в среду своего очаровательного Марокко.

Прекрасная экспозиция выставки. Виктор Эмильевич не революционер и не провокатор, он сторонник традиционной школы. Но он несет особую ноту, лирическую. Это художник настроения. Особое внимание стоит обратить на цикл его работ, посвященных Марокко, который действительно передаёт всю самобытность данной культуры и знакомят нас с другой стороной его творчества

В последние годы художник путешествовал по русскому Северу. Выполненные по впечатлениям поездки зимние северные пейзажи занимают особое место в экспозиции выставки. Они кажутся особенно созвучными предстоящим новогодним праздникам, столицей которых в этом году выбрана Рязань.

В.Э. Брагинский плодотворно работает в области книжной графики, он автор художественного оформления многочисленных книг, вышедших в ведущих издательствах страны. Например, интересны его работы к «Запискам охотника» И.С. Тургенева, представленные на выставке.

Поздравить художника с открытием выставки приехали и многочисленные гости из Москвы — друзья, коллеги и ученики.

Выставка представлена в материале, который от художника требует абсолютной откровенности. Виктор Эмильевич обладает такой абсолютной откровенностью не только в своей творческой работе, но еще и в работе со своими студентами и ,более того, в общении со всеми окружающими людьми. Лиричность и тонкость — вот, что характерно для его работ, трепетное отношение к зрителю

Нас окружают абсолютно живописные вещи, и неважно, в какой технике они исполнены. Они поражают нас своей колористикой, своим цветом

Замечательный художник, замечательный человек с потрясающими актерскими данными, потрясающий пастелист. Очень много сейчас в этой технике делается, экспериментируется, но мощная школа, классическая, с тонким чувством тона, к сожалению, уходит. И здесь Виктор Эмильевич как «последний из могикан». Его полотна представляют академическую школу, где представлено блестящее чувство тона. Пастель благодаря изумительной цветопередаче может идти как графика, и как живопись

Это художник, который умеет рисовать. Его искусство точно передает его внутреннее состояние, душу. В жизни это человек непростого характера, но, глядя на его полотна, мы видим, что он лирик

Очень приятно выставляться в таком замечательном музее. Замечательно сделана экспозиция выставки, дающая возможность посмотреть на свои работы с другой стороны. И , конечно, музей — это всегда определенный мир, высокий. И для художника всегда ответственность, поэтому есть и волнение, и чувство благодарности, которое возникает к тем людям, которые предложили выставить здесь свои работы

Наталья Гудкова