В Рязани

Сотрудник Института мировой литературы прочитала в Рязани лекцию «Есенин и театр» 12+

28 ноября 2019 года в Центральной городской библиотеке имени С.А. Есенина состоялась лекция кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника Института мировой литературы им. Горького Российской академии наук Аллы Николаевой. Встреча состоялась в преддверии празднования 125-летия со дня рождения поэта и в рамках мероприятий Года театра в России.

«Есенин и театр» — так была обозначена тема лекции, которая позволила взглянуть на творчество поэта под непривычным углом зрения — как на человека, активно использовавшего «инструменты» театра для популяризации своего творчества. Так, во время своего пребывания в Петрограде Сергей Есенин старательно подчеркивал своё «крестьянское» происхождение — именно таким, с гармошкой, подстриженным по-мужицки, исполняющим частушки и рязанские страдания — он предстает в мемуарах современников. После того, как поэт примкнул к имажинистам, происходит смена его амплуа — вместо «крестьянского сына» появляется «хулиган», человек, совершающий дерзкие и вызывающие поступки, выделяющийся из толпы. Подобные «маски» в стане имажинистов не были редкостью — их носили и Анатолий Мариенгоф, и Вадим Шершеневич и другие.

Кроме яркого актёрского дарования, подчеркнула Алла Николаева, Есенин обладал талантом декламатора. Любовь к звучащему слову он унаследовал от родных. Сам поэт настолько выразительно читал стихи, что его голос был записан для научных исследований — именно это позволило сохранить на плёнке для нас авторское исполнение ряда есенинских произведений.

Есенин был не только декламатором и актёром, но и талантливым драматургом, многие произведения которого либо остались незаконченными, либо были уничтожены самим автором. Так, например, он поступил с пьесой «Крестьянский пир», высоко оцененной Андреем Белым. Произведение должно было быть опубликовано в сборнике «Скифы», но в итоге туда не вошло — было уничтожено в гранках Есениным, о чем он впоследствии даже жалел. Для театра Мейерхольда поэт планировал написать драму в стихах «Григорий и Дмитрий» о смутном времени, однако замысел так и остался на бумаге. В 1912 году Есенин сочиняет драму в стихах «Пророк» — а затем сжигает рукопись. До нас дошли две драматические вещи Есенина — поэмы «Пугачев» и «Страна негодяев», произведения с разной сценической судьбой. Так, «Пугачёв» очень популярен в театре — по произведению поставлены балет, опера на одноименный сюжет, не стоит забывать знаменитую постановку театра на Таганке и моноспектакли, входившие в репертуар рязанских сцен в XX веке.

«Страна негодяев» менее популярна — единственной постановкой на этот сюжет стала работа театра драмы, который к юбилею Есенина представил публике свое видение сочинения С.А. Есенина. Секрет подобного столь разного интереса — в том, что Есенин никогда не писал специально для театра: у него мало ремарок, функции которых заменяют заголовки, много монологов, которые служат своеобразным портретом героя, всё это создаёт сложности при постановке произведения на сцене. Тот же Юрий Любимов, отметила Алла Николаева, поручил Николаю Эрдману написать две интермедии для будущего спектакля с Владимиром Высоцким, в значительной степени, объясняющими происходящее на сцене.

Лекция Аллы Николаевой, подведя своеобразные итоги Года театра, одновременно дала старт новому проекту библиотеки имени С.А. Есенина — лекторию, где пройдут встречи с философами, краеведами и учеными-исследователями. График выступлений расписан до конца декабря, афиша будет размещена на интернет-ресурсах ЦГБ и в СМИ.

Наталья Бирюкова