Главная > Блоги > Живопись как отражение души

Живопись как отражение души

кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов России

Выставка картин Виктора Минкина «Свете тихий» проходит в Рязанском областном художественном музее.

О творчестве Виктора Минкина сказано немало. Искусствоведы отмечают высокое профессиональное мастерство автора и его особенный взгляд на мир. Вот лишь несколько цитат, в которых лаконично, но ёмко характеризуется Минкин-художник:

«Живопись Виктора Минкина — самобытное явление в отечественном искусстве, получившее в последние годы у нас в стране заслуженное признание. Уважение к традиции, профессиональная культура, индивидуальное видение мира и мастерство художественного отбора, тонко переосмысленной детали придают произведениям Минкина черты неповторимого поэтического своеобразия».

Ирина Денисова

«Привитый институтом вкус соединился в творчестве В.А. Минкина со стремлением по-настоящему серьезно, без предвзятости, взгляда свысока, проникнуть в жизнь натуры, будь то небо, поле, человек или предмет. Союз изощрённого мастерства и сугубой честности художнического подхода, отвращения ко всякой позе, стал основой индивидуального стиля автора».

Нина Павлова

«При всей обыденности внешнего облика его картин, при всей связанности с современным бытом, они будят мысли не о быте, а о бытии. Они несуетны, полны внутреннего эмоционального напряжения и внутренне противоречивы, как противоречивы наружный академизм его портретов, пейзажей и натюрмортов и нервная, тонкая их живописная ткань, сквозь которую чувствуешь не поверхность явления, а сущность».

Станислав Урманов

Действительно, творчество Виктора Минкина сложно и многогранно. Работая в разных жанрах — пейзаже, портрете, натюрморте — художник всегда остаётся узнаваем благодаря своеобразной авторской манере письма: в его живописных произведениях тончайшие отношения оттенков цвета построены на бесконечных нюансах, уловить которые не каждому глазу дано.

Живопись Виктора Минкина — как отражение души, тонкая и зыбкая, словно окутанная холодом тумана и согретая теплом мерцающего света.

Пейзаж — один из ведущих жанров в творчестве художника. Влюбленный в природу рязанского края, воспетую в стихах Сергея Есенина, вдохновлённый мастер создаёт незабываемые образы. В его живописных работах всегда есть недосказанность и, вместе с тем, — это не рассказ, а поэма. Умение обобщить, найти главное, отказавшись от второстепенных деталей, делает произведения Виктора Минкина монументальными по содержанию, но при этом они остаются искренними и родными по духу.

В пейзажных работах сюжетная линия звучит только намёком. Вот где-то в глубине появился свет — и картина словно оживает. Настроение передаётся на ощущениях, которые создают состояние и атмосферу, невольно захватывая нас изнутри («На Оке. Светает», 2013; «Белый бакен», 2015; «В Константинове», 2013–2015).

Серебристо-серые цвета в сочетании с тёпло-холодными оттенками рождают иллюзию мерцающей живописи, невообразимо сложной и необыкновенно притягательной. Простые сюжеты превращаются в нечто большее — они обретают дыхание, наполняются воздухом, начинают жить:

уходящее солнце освещает прощальным светом кромки деревьев («Перед тягой», 2016), окутанный дымкой тумана лес начинает тихо говорить («Тишина», 2016), молодые берёзки прячутся в прозрачном мареве апрельского дня («Весеннее марево», 2016).

В картине «Родное» (2014) мастер полностью отказывается от какого бы ни было намёка на событийность. Небо и земля — как ипостаси небесного и земного, разделённые зыбкой полосой горизонта. Тёплое поле и нежные облака — что может быть роднее и ближе для русского человека, который ходил босиком по росе и знает вкус горячего хлеба.

Виктор Минкин родился в деревне с романтичным названием Малиновка. Позднее вместе со всей семьёй переехал в ближнее село Унгор, здесь прошли детство и юность художника, навсегда поселилась в душе любовь к родным краям. Окрестности Малиновки и Унгора — неповторимые по красоте места Рязанщины, милая, неброская природа среднерусской полосы. Кто однажды бывал там, никогда не забудет туманные вечера, напоённые запахами медвяных трав, бескрайние просторы лугов и полей, тихий шум перелесков... И деревни, как маленькие островки жизни, со своим неторопливым укладом и особенным русским характером.

Для Виктора Минкина русская деревня — это родина, родник, неиссякаемый источник вдохновения. Уделяя первостепенное внимание натуре, автор всегда искренен и правдив в своих работах. Художник будто одушевляет образы природы, созерцая которые неторопливый зритель начинает ощущать влажность осенней измороси («Ненастье», 2016; «Снег в ноябре», 2016), прозрачность зимнего воздуха («Морозное утро», 2013–2014; «Белое безмолвие», 2014; «Зимний мотив», 2013–2014), предчувствие приближающейся весны («Окраина деревни. К весне», 2013; «Окрестности Унгора», 2016; «Весенний лес», 2015), бесконечность томного летнего дня («Высокое небо», 2016). И в этой череде времён года и ощущений есть своя философия жизни, своё время и бытие, которые каждый раз останавливаются и завораживают, когда вглядываешься в картину художника.

Глубина и пространство — это главные качества пейзажей Виктора Минкина. Мастер создаёт произведение поэтапно, передавая посредством сложной многослойной живописи световоздушную среду. Благодаря этому зритель словно начинает дышать одним воздухом с пейзажем, созерцая и погружаясь в глубину картины, начинает чувствовать, ощущать, переживать...

Сдержанно и величаво предстаёт перед нами Рязанский кремль, как напоминание «о старине глубокой». Древние стены покрылись инеем остановившегося времени. Зима и вечность... И в окружении серебристо-серого цвета, будто мерцающие тёплые огоньки, светятся позолоченные купола церквей («Рязанский кремль», 2013–2015).

В произведениях Виктора Минкина нет суеты, в них царит гармония и покой. Созерцательность — рассмотрение мироздания в единстве природы и человека, предмета и окружения — это, по меньшей мере, своеобразная философия художника.

Жанр натюрморта также подчиняется этой философии. Немногие предметы, почти всегда расположенные в центре, — главные персонажи живописных композиций. Полевые цветы, букетик сирени или одинокий пион становятся частью того реального мира, который создаёт мастер. Тюбик охры, кисточка в стеклянном стакане, маленькая картинка на стене — камерный сюжет для бесконечных размышлений («Тюбик охры», 2015).

В натюрморте с лампадкой правдоподобие достигает такой силы, что изображенные предметы обретают реальную материальность. Обгоревшая спичка, лежащая на столе, погасшая лампадка и образ Богородицы с младенцем — как вечный символ веры в добро, даже при угасающей надежде. («Натюрморт с лампадкой», 2012).

Особенное место в творчестве Виктора Минкина занимает портрет, хотя к этому жанру в последнее время художник обращается нечасто. Автор всегда очень внимательно изучает модель, стараясь прочувствовать характер, проникнуть в самую глубину человеческой души.

Портретные композиции лишены антуража, они камерны, всё внимание художник концентрирует прежде всего на лице и фигуре, предпочитая погрудные, поясные и полуфигурные изображения. Нейтральный фон усиливает этот акцент, подчеркивая цельность натуры.

Автор любит изображать родных и близких ему людей без прикрас, вся красота — в душевной теплоте, которая живёт внутри портретов простых мужиков и баб, всю жизнь проработавших в деревне, на земле, и впитавших в себя запах свежескошенной травы и пахотного поля («Портрет отца», 2012–2016; «Ветераны. Фёдор и Ольга», 2013).

В портрете писательницы Людмилы Анисаровой художник создаёт ранимый и мечтательный женский образ. Маленькие хрупкие плечи, одетые в тёплый голубой свитер, лёгкий наклон головы, воодушевлённый, задумчивый и доверчивый взгляд... Светлая цветовая гамма, зыбкий, словно тающий в глубине жемчужно-серого фона силуэт усиливают лирическое настроение портрета, продолжая романтическую линию и наделяя образ проникновенной добротой и нежностью («Женский портрет (Л. Анисарова)», 2013).

На протяжении многих лет автопортрет остаётся для Виктора Минкина тем жанром, в котором мастер постоянно экспериментирует, меняя композиции, ракурсы, форматы. В последней работе («Автопортрет», 2012) всё предельно лаконично. Внимание сконцентрировано только на лице. В нём правдиво соединились и внутренняя динамика, и принципиальный характер, и сложная эмоциональная критическая самооценка.

В заполненном светом зале произведения Виктора Минкина начинают звучать своей особенной, тихой музыкой, и эта мелодия невольно рождает в воображении упоительные русские напевы и рахманиновский «Свете тихий». Такая тонкая живопись проникает и трогает глубоко и, подобно настоящей искренней любви, остаётся в сердце как отражение души художника, сумевшего красками передать мгновение и вечность.

""

Автопортрет Белое безмолвие Белый бакен Букетик сирени Весенний лес Весна. К вечеру Ветераны. Фёдор и Ольга Высокое небо Два цветка Женский портрет (Л. Анисарова) Засохший букет Зимний мотив К весне Портрет отца Рязанский кремль Цикорий Весеннее марево На Оке. Светает Натюрморт с лампадкой Окраина деревни. К весне Окрестности Унгора Перед тягой Родное Снег в ноябре Тюбик охры Фиолетовый цветок

Другие статьи этого автора