В Рязани

«Вас перемены ждут». В театре драмы представили необычного «Короля Лира» 16+

В пятницу, 3 октября, на сцене Рязанского государственного областного театра драмы была представлена трагедия «Король Лир».

«Вас тоже перемены в жизни ждут» — этими словами Шута из спектакля можно было предварить наш рассказ о дебюте режиссёра Гульнары Головинской на рязанской сцене. Спектакль, действительно, необычен как для театра драмы, так и для всего театрального мира нашего города, да и публики в целом.

В чём же необычность премьеры? Прежде всего — в провокационной подаче материала. Вместо классических костюмов, громоздких исторических декораций и определённого места действия режиссёр предлагает зрителю минимализм и металлический хай-тек на сцене (несомненно, аппелируя к понятию «железного века»), современную безликую одежду героев (на фоне которых выделяются разве что два персонажа — Король Лир с яркими деталями костюма, словно говорящими о его способности прозреть, а также его вечный спутник, олицетворение голоса совести — Шут) и отсутствием конкретики в определении времени действия. Конечно, оно намечено самим автором текста, который сохранён режиссёром в его классической версии — переводе Б. Пастернака, однако затем он буквально жонглирует временными рамками, то перенося зрителя в древний Рим позднего периода с его оргиями патрициев и великим Цезарем, то в современную Великобританию с тори и вигами, противопостоянием политических партий и вечным консерватизмом. Подобная мера вовсе не призвана запутать зрителя — скорее напомнить о том, что история, представленная на сцене вечна во все времена, а не только те, к которым относил её У. Шекспир. Это история не только о Короле Лире — герое легенд и преданий, но и о Человеке, который решил, что может достичь превосходства над другими, отказавшись от материальных благ, считавшего, что его качества уже сами по себе — доказательство всемогущества, власти над судьбой. Однако на кону в эксперименте, который Лир ставит над собой, становится он сам — выясняется, что всё, к чему он стремился — ничто перед любовью близких, тех людей, которым он действительно нужен и которые гибнут от его непонимания.

Путь Лира к прозрению символически отражён в композиции спектакля — если в начале действия он сам сидит на месте судьи, вынося вердикты и оценки другим, то в финале судят уже его, вместо короля перед нами — человек, которого не осыпают лаврами, а засыпают песком (символом забвения) и поливают водой (символом времени). И песок, и вода по-настоящему льётся и сыплется на сцене: этот натурализм только подчёркивает трагедийность всего происходящего. Столь необычные находки — ещё одно новшество спектакля, которое, несомненно, удивит зрителя, привыкшего к театральной условности. Последняя тоже совершенно разрушается режиссёром — актёры беседуют с залом, неожиданно выходят оттуда на сцену, удаляются совсем рядом от публики, которая удивляется неожиданному появлению рядом с собой в темноте одного из героев.

Кстати, если говорить о них, то выбор на главную роль Александра Зайцева — не столь большая интрига, какая могла бы быть — у заслуженного артиста России уже настолько большой опыт в игре «персон» и значительных исторических персонажей, что представить на этом месте кого-нибудь другого было бы невозможно, или, по крайней мере, трудно. Выбор получился в точку — несомненно, именно Зайцев служит той доминантой спектакля, которая объединяет вокруг себя других героев, служит связующим звеном между героями и зрителями, его работа заслуживает уважения из-за сложности материала, с которым пришлось работать, того психологического «градуса», на котором он «проживает» три с лишним часа, тому живому началу, порой с комическими нотками, которое заставляет — даже в трагедии — зрителя улыбнуться. На фоне шумовых и звуковых эффектов, которыми изобилует спектакль. и происходит ожидаемый катарсис.

Читать классику в ином переводе всегда необычно и непривычно — в этот раз театр драмы и Гульнара Головинская предложили зрителям классику в новой «обложке» и со своим переводом. Придётся ли он по вкусу зрителям — покажет время.

Комментарии

Добавить

Поля, помеченные звездочкой, обязательны для заполнения.