В Рязани

В театре на Соборной завершили работу международные творческие мастерские «Текст. Генеральная читка» 6+

19 февраля 2017 года в Рязанском государственном областном театре для детей и молодёжи (на Соборной) завершили свою работу международные творческие мастерские «Текст. Генеральная читка».

Мастерские, проводимые при поддержке министерства культуры и туризма Рязанской области, Союза театральных деятелей РФ, начали работу 14 февраля. В 2017 году проект получил статус международного — участие в работе мастерских приняли режиссёры из Тбилиси, Москвы и Луганска, а также молодые драматурги — авторы пьес, ставших основой для обсуждения. Мастерские посвятили 80-летию театра для детей и молодёжи, их руководителем стал известный драматург Михаил Бартенев.

В заключительный день работы мастерских вниманию зрителей были представлены эскизные показы трёх пьес, которые ранее не были опубликованы и представлены широкой публике. Первой из них стал эскиз по пьесе Анны Богачёвой «Гадкий котёнок» в постановке Татьяны Дрёмовой (Луганск). Главного героя её произведения — кота-сфинкса, рассказала драматург, подсказала сама жизнь — у автора есть дом в деревне, а у её соседей — кот необычной породы.

— Это дикое сочетание сельского пейзажа и египетского кота стало для меня отправной точкой для написания пьесы,- сказала Анна Богачёва.

По сюжету произведения главного героя — кота Тутанхамона или просто Моню, ждут разнообразные приключения — породистое животное из-за выявленного на выставке дефекта признают негодным к разведению, а хозяева, надеявшиеся окупить расходы на приобретение кота за счёт потомства, ссылают Моню в деревню. Здесь кот знакомится не просто с необычным укладом жизни, но и с другими животными — Мышкой, коровой Ласточкой, кошкой Пушком, в которой главный герой находит любовь всей жизни, отказываясь и от одумавшихся и вернувшихся за ним хозяев, и от обустроенной жизни в городе. Все события пьесы зритель видит глазами кота, который явно выпадает из привычных рамок понимания назначения животного — он не ловит мышей, имеет непривычный для кота облик. В простой форме автор доносит для современного подростка мысль о важности самоопределения. Быть не таким, как все, утверждает автор,- не значит быть плохим, важно найти свой путь в жизни. Для того, чтобы верно передать характер Тутанхамона к работе над эскизом приглашали консультанта — заводчика канадского сфинкса, а Татьяна Дрёмова осталась довольна работой с рязанским актёрами.

— Я сама выгляжу, как кошка, у меня была такое животное, а тут мне предлагают поставить пьесу о жизни сфинкса. Всё прекрасно сложилось, было прекрасно работать с актёрами, которые так погружаются в образ. Я считаю, что получился очень хороший опыт, хотя на показе мы получили несколько иную реакцию, чем ожидали на репетицию в ряде сцен, — сказала она.

Другой участник мастерских — Михаил Егоров — уже работал с рязанскими актёрами над спектакле «Я не вернусь». В рамках проекта он воплотил на сцене пьесу Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной «Как спасти папу, похищенного ужасным драконом». Произведение погружает зрителя в фантастический мир детских фантазий, рождаемых обыденной, повседневной жизнью — герои, ребята 8 лет, оказываются без пап, которых заколдовал страшный дракон. Отправляясь на поиски родных, ребята и сами оказываются заложниками тёмных сил. Как рассказал Михаил Егоров, он стремился создать своего рода страшилку на серьёзную тему.

— По жанру это страшилка, так как интерес к страшным историям есть всегда. Я ориентировался на тех, кому 8+ и больше, — отметил режиссёр.

Как и мир современного подростка, реальность, воссозданная на сцене, полна гаджетами, только служат они тёмным силам — сим-карта даёт людям право убивать других, а шопинг в крупном торговом центре превращается в поиски выхода из смертельного лабиринта. Пьеса заставляет задуматься не только детей, но и взрослых, к которым обращена в большей степени — о том, сколько времени они проводят со своими близкими, которых подчас заслоняют работа и решение будничных проблем.

Завершила серию эскизных показов работа тбилисского режиссёра Вахтанга Николавы по пьесе Полины Бородиной «Рыба и шоколад». Эскиз ориентирован в большей степени на взрослого зрителя, и рассказывает историю о современных Ромео и Джульетте. Здесь она — ученица хореографического училища, он — воспитанник спецшколы для трудных подростков. Чувствам, которые возникают у молодых людей, ставит препоны сама жизнь — это и стремление к достижению определённого статуса, которые навязывает общество, и требование жить по определённым канонам, устанавливающим границы общения. Смогут ли герои преодолеть эти рамки — над таким вопросом размышляет режиссёр.

— Я постарался поставить в этой работе те проблемы, которые меня волнуют, целый комплекс проблем. В произведении есть воздух, а больше всего меня тронула возможность отыскать импульс, который заставляет унижать человека, — сказал Вахтанг Николава.

После показов состоялись обсуждения увиденного со зрителями — подростками и детьми, на которых ориентированы произведения драматургов. Экспертный разбор каждой работы стал темой обсуждения на круглом столе, который объединил участников мастерских, актёров театра на Соборной, журналистов, пищущих о театре, экспертов, а также критиков Оксану Кушляеву и Алексея Гончаренко. В рамках круглого стола поднимались темы актуальности произведений, представленных на суд зрителей для современной аудитории, оценивались возможности доработки произведения для его постановки на сцене, а также выделялись основные темы, которые могли бы получить развитие в дальнейшей работе театра.

Итогом работы мастерских станет постановка одного или нескольких произведений на сцене театра. Ранее в театре состоялось 5 мастерских, по итогам которых было постановлено 6 спектаклей, одобренных зрителями.