В Рязани

В областном театре драмы представили семейную комедию о вечном 12+

4 ноября рязанский драмтеатр представил своему зрителю ещё одну премьеру сезона — трагикомедию по пьесе французского драматурга Ясмины Реза «Бог резни» в постановке уже знакомого городским театралам Сергея Бобровского. Несмотря на устрашающее название, это вполне себе семейная история, происходящая в цивилизованном обществе, о чём сами герои постоянно напоминают друг другу и себе самим.

Рязанские актёры совершенно естественно разыграли эту остроумную, вполне правдоподобную и уморительную ситуацию, которая могла бы случиться где угодно с каждым «гражданином мира» (как позиционирует себя инициатор встречи Вероника Валлон), но случилась в благополучной Франции, и не где-нибудь, а в таком престижном месте как университетский сад.

Две интеллигентные семьи, живущие в современном цивилизованном обществе, Рей и Валлон, встречаются по поводу драки своих 11-летних сыновей, где один другому выбил зубы палкой. Поводом встречи послужило составление страховочного заявления, которое вполне могло бы быть составлено и без, собственно, личного знакомства сторон. Инициаторами встречи являются потерпевшие, супруги Вероника и Мишель Валлон, изо всех сил старающиеся предстать толерантными и дружелюбными — ведь они члены цивилизованного общества с западными стандартами. В подтверждение вышеупомянутых качеств потерпевшие даже декорируют место встречи букетами тюльпанов (пятьдесят тюльпанов — десять евро), а в интерпретации художника-постановщика спектакля Каринэ Булгач тюльпаны размером с молодые деревца являются главным сценическим акцентом и главной значимой составляющей антуража. Благодаря ласкающей взгляд весёленькой цветовой гамме гостиной Валлонов зрителя ни на миг не покидает ощущение благополучия героев и всеобщего процветания. На деле всё, конечно, оказывается совершенно не так — антураж лишь маскирует и, насколько возможно, облегчает действие — и слово за словом персонажи продвигаются от обычных житейских проблем к внутрисемейным разногласиям, а далее замахиваются и на общемировые, где так же обнаруживают неразрешимые противоречия.

Так, за время спектакля зритель услышит множество неизбитых и порой неожиданных сентенций и увидит эволюцию самых толерантных и озадаченных семейными проблемами героев (вернее, героинь), одна из которых успеет побить мужа под собственные лозунги о цивилизованности, а другая, хрупкая и ранимая натура, уничтожит телефон своего, в котором «вся его жизнь». Кстати, эти самые телефонные разговоры Алена, отца зачинщика драки и процветающего адвоката, тоже являются яркой иллюстрацией правил человеческих отношений, ведения дел и психологии как бы изнутри и ярким шаблоном, когда дело касается не мелочных ситуаций, а вполне серьёзных и масштабных.

Всё это, поданное под соусом совершенно естественных и рождающихся одно из другого понятий и высказываний, действительно забавно и местами действительно смешно. Как и то, что автор пьесы чётко очерчивает стереотипы мужской и женской психологии, которую свято сохраняет режиссёр, — люди, не отягощённые маниакально какой-либо идеей и стандартами, а в данном случае это не драматизирующие ситуацию отцы семейств, могли бы легко договориться и извлечь бы даже пользу из знакомства. Но на пути к хеппи-энду неминуемо встаёт ещё один персонаж в виде цивилизованного общества и его апологет Вероника — считающая себя необычайно образованной, поклонница творчества психически нестабильного «дегенеративного» нацистского художника, чьи альбомы выставляются, как флаг, гостям. Под лозунги о мире и справедливости Вероника постоянно всех заводит, и в итоге каждый из героев проводит «худший день в его жизни». Из всего этого по-своему и по отдельности несмешного удивительным образом рождается смешное, а главное — естественно смешное.

При этом тот факт, что в рязанской версии из речи героев удалены некоторые острые словечки, присутствующие в оригинальном тексте пьесы, отнюдь не сделал действие менее острым, а как раз-таки наоборот гармонизировал картину, как говорили в простонародье, «тютелька в тютельку».

В итоге действием правит вечный и первобытный Бог резни (в другой интерпретации Бог войны), обнаруживающий огромное сходство нецивилизованных африканцев с воспитанными французами.

Роли в спектакле исполнили Александр Зайцев (Ален Рей), Татьяна Петрова (Вероника Валлон), Олег Пичурин (Мишель Валлон), Марина Мясникова (Аннет Рей).