В Рязани, С друзьями

В Рязани прошли режиссёрские мастерские «Театральная сказка» 6+

С 28 по 5 марта 2016 года в Рязанском государственном областном театре для детей и молодёжи (на Соборной) прошли творческие режиссёрские мастерские «Театральная сказка». Проект был реализован при поддержке министерства культуры и туризма региона. В роли экспертов на нём выступили люди, известные в театральном мире-критик, кандидат искусствоведения Павел Руднев и критик, драматург, лауреат международной премии Станиславского Олег Лоевский.

В течение недели в театре шла работа над выбором «сказочного» материала для постановки — «сказочные» истории должны были не только заинтересовать зрителя, но и заставить его задуматься над актуальными для современного общества проблемами. Над тем, как объединить интересный материал и его понятное современным детям и подросткам воплощение, вместе с артистами ТЮЗа думали столичные режиссёры Дмитрий Креминский и Наталья Шумилкина, а также гость из Саратова Алексей Логачёв. Итог их работы по традиции был представлен на обсуждение публике на эскизных показах, состоявшихся в заключительный день работы мастерских.

В пятницу, 4 марта, зрители смогли посмотреть спектакль «Чудо на один день (Маленькая бабушка») с участием Риммы Чекановой (Бабушка), Людмилы Кониной (Бабушка), Андрея Стеклова (Митя), Виктора Шульца (охотник), Юрия Антонеева (Чудище лесное), Андрея Торхова (Медведь), Ларисы Силиной (Лиса), Людмилы Сорокиной (Почтальон). Несмотря на то, что сказка, показанная на сцене, позиционировалось как детская, скучать при её просмотре не пришлось ни детям, ни взрослым — захватывающий сюжет, рассказанный мастерами ТЮЗа, не оставил равнодушным ни юных, ни взрослых горожан.

Если история по пьесе Виктора Ольшанского, поставленная Дмитрием Креминским, переносит зрителя в некий волшебный мир, то действие пьесы Михала Вальчака «Последний папа» в постановке Натальи Шумилкиной, сталкивает зрителя с реалиями современного ему мира, где дети часто оказываются предоставленными сами себе — родители то не находят времени, чтобы поиграть с ними, то заняты карьерой, а то и вовсе, разведясь, «покупают» себе доверие ребёнка дорогими игрушками. В такой ситуации оказывается и героиня истории Вальчака, Аня (Екатерина Волкова). Одиночество девочки, её обида на окружающих, заставляет её сочинять волшебную историю, которая и становится сюжетной «канвой» спектакля — сказка о том, как Большая чёрная птица (Константин Ретинский) похищает всех пап по повелению Бледной королевы, неожиданно начинает воплощаться в жизнь. Чтобы освободить отца, Аня отправляется в путь вместе со своими друзьями из детской — Плюшевым мишкой Шариком (Сергей Невидин) и Барби (Анна Комарова). В пути их ждёт немало приключений, встреча с разными персонажами, образы которых воплощают те или иные проблемы современности — перипетии, казалось бы, сказочной истории вписаны в контекст жизни современного города. Впрочем, главный секрет сказки заключается в финале — Аня оказывается не только добрым персонажем, который выручил всех из беды, но и злой героиней, то самой Бледной королевой, которая и украла всех пап. Подобная «двуликость» образа главной героини — символ её постепенного взросления, с которым к ней приходит и понимание истинного смысла поступков окружающих её людей, которые вовсе не желают Ане зла, как это казалось девочке вначале.

Совершенно иная тема, однако не менее значимая, звучит в другой постановке, представленной на суд зрителей Алексеем Логачёвым из Саратова. Спектакль по пьесе Светланы Баженовой, одного из ярких имён современной драматургии — «Эмиль Большая Голова». Действие переносит нас в сказочное средневековье, в замок жестокой королевы Стефаны (Марина Заланская), знакомит с лукавым придворным Базилем (Владимир Баранов), который наживается на таланте уродца Эмиля (Дмитрий Мазепа). Не наделённый красотой, Эмиль вынужден скрываться от мира в мастерской Базиля, ведь на воле его ждёт неминуемая смерть — королева держит всех убогих под замком, устраивая уродские пляски, а затем отправляя их участников на смерть. За жестокостью королевы скрывается тонкий расчёт — она стремится показать своей дочери Розали (Екатерина Васильева), страдающей от лишнего веса, что она не такая уж и уродливая. Однако, помогают девушке не старания матери, а встреча с Эмилем — симпатия, которую молодые люди начинают испытывать друг к другу, заставляет Розали, встать на сторону угнетаемых уродцев, спасая их тем самым от гнева матери. Отталкиваясь от музыкальной темы, заданной автором пьесы, Алексей Логачёв, делает основной в спектакле «французскую» тему- в постановке звучит песня в исполнении шансонье Жака Брейля, а повествователем выступает мим (Константин Зенков), рассказывающий зрителям о перипетиях судьбы героев. Последние диктуют и художественное оформление спектакля, действие которого удачно вписано в сценическое пространство.

Высказать свои впечатления от увиденных спектаклей зрители смогли в ходе традиционных обсуждений. Их главный итог — волшебные истории, которые говорили бы со зрителем на одном языке, ставить необходимо — как же иначе расскажешь зрителю о важных темах, например, о той, которая так остро звучит в спектакле «Эмиль Большая Голова» — толерантность общества по отношению к «не таким, как все». По словам Павла Руднева, основная тема спектакля по пьесе Светланы Баженовой, может быть понята и шире.

— Тема толерантности — это и тема не только другого взгляда на людей, не таких, как ты, но и эта та же судьба интеллигенции, которая тоже всегда воспринималась иной, — сказал он.

Несмотря на то, что сказка «Эмиль Большая Голова» в силу своего социального характера, новаторства темы вызвала больше откликов зрителей, чем «Последний папа», работа Натальи Шумилкиной также положительно была оценена гостями мастерских.

— Этот спектакль — не совсем детский, он ориентирован на взрослых, которые, посмотрев его, смогут понять, что такое современный ребёнок, — отметил Олег Лоевский.

Несмотря на ряд недостатков, диктуемых эскизностью работы над ними, подчеркнули эксперты, каждая из них найдёт своего зрителя. Тем более, что произведение, которое они хотели бы увидеть на сцене, публика выбирает сама — эскиз, который будет принят в дальнейшую работу, буде определён по результатам голосования.

Комментарии

Добавить

Поля, помеченные звездочкой, обязательны для заполнения.