Главная > Блоги > «Для художника горы — область особых вдохновений»

«Для художника горы — область особых вдохновений»

Член Союза художников России, искусствовед, Почетный работник общего образования

15 июля 2015 года из Рязани стартовали участники международной экспедиции «Герои земли рязанской. По маршрутам путешествия П.П. Семенова-Тян-Шанского». Это уже вторая экспедиция, которую, как и в прошлом, 2014 году, возглавил директор Рязанского музея путешественников Александр Капитанов; научным руководителем выступил старший научный сотрудник музея Николай Попов. «Официальным художником» экспедиции остается известный российский художник, рязанец Максимильян Пресняков, который принимает участие в проекте уже второй раз. И пока участники проекта продолжают исследовать ледник Семенова и его окрестности, Максимильян Анатольевич поставил себе задачей нарисовать те же места и с того же ракурса, что и художник Павел Кошаров, сопровождающий Петра Семенова-Тян-Шанского.

Впечатления рязанского художника переданы в репортаже Рязанского музея путешественников от 22 июля:

В прошлом году во время первого этапа экспедиции Рязанского музея путешественников мне довелось впервые посетить Тянь-Шань, Иссык-Куль и местные музеи. Могу сказать, что места замечательные, со своей интересной историей.

В результате работы в 2014 году удалось выявить ряд соответствий и ряд несоответствий в подписях к работам художника П.М. Кошарова, сопровождавшего П.П. Семёнова во время второго года его экспедиции в 1857 г. Много вопросов о соответствии этих этюдов и графических листов видам на местности ещё осталось. Удастся ли их разрешить в ближайшее время — сказать заранее непросто. Скорее всего, вопросы на будущее ещё останутся. Хотя бы потому, что в нынешнем 2015 году намечается посетить только часть долин, связанных с маршрутами путешественника.

Вообще для художника горы — область особых вдохновений. Прозрачная атмосфера может открывать невообразимые дали. Одним взглядом можно охватить досягаемое и недостигаемое, кажущееся как будто бы намного ближе. В таких местах небо словно бы становится ближе к земле, словно бы касается его. И изобразить простое расположение горных пиков гораздо легче, чем передать особое душевное состояние, не увлекаясь при этом чрезмерной фантазией. То, что можно предугадать или планировать к вдохновению, конечно, не относится. А с другой стороны — трудно не вдохновляться, находясь в таких местах.