Главная > Блоги > Этическая философия и космическая эволюция

Этическая философия и космическая эволюция

основоположник теоретической космонавтики

PER ASPERA AD ASTRA! — Через тернии к звездам!

Сенека

Человек является источником и самым мощным претворителем Космических Сил.

Е.И. Рерих

Надо знать и помнить, что неразумное Слово есть сотрясение воздуха, а разумное — нам полезно.

К.Э. Циолковский

Россия уже разменяла третье тысячелетие, новый XXI век. Век все более возрастающей технократической цивилизации. Век не только успешной, но и варварской эксплуатации космической сферы. Планетарное человечество с одной стороны стремится проложить туристические маршруты во Вселенной. С другой — разрабатывает программы человеконенавистнических звёздных войн. И уж совсем забывает сегодняшний покоритель межпланетного пространства о духовной составляющей своего Бытия. Пробудить в человеке его нравственное начало с его непреходящими ценностями считал первоочередной задачей наш гениальный соотечественник, ученый-космист К.Э.Циолковский.

«Что означает полет нашей Планеты в пространство и все превращения составляющих её веществ в сравнении с жизнью? Что такое Вселенная звёзд и солнц, частью которых является и наша Планета? Что означает их движение и их судьба по сравнению с жизнью?» — так, нередко вопрошал вселенский Разум Циолковский. Космичность мышления учёного ставят его в один ряд с известными философами-космистами — Чижевским, Флоренским, Вернадским. Весомый вклад ученый внёс в зарождение и развитие космонавтики. Циолковский стоял у истоков развития космической философии. Известны гуманитарные труды Циолковского — «Воля Вселенной», «Неизвестные разумные силы», «Суд Космоса», «Гений среди людей», «Общинная организация человечества», «Очерк о Вселенной», «Грезы о Земле и небе»... Гуманистическое наследие учёного составляет его философское мировоззрение. Наиважнейшей задачей Циолковский считал разработку космической философии.

Невежество есть смерть

и лишь знание дает бессмертие.

Елена Блаватская

Любовь и есть конечная цель мировой истории — единство Вселенной.

Новалис

Человек родствен и подобен Космосу,

но не потому, что он дробная часть Космоса, а потому, что он сам целый Космос и единого с Космосом состава.

Николай Бердяев

Мировоззрение Циолковского устремляло его к поискам разрешения проблем взаимоотношений человека и космоса как элементов единой системы, путей обретения человеком счастья на Земле и в космосе, основанном на человеческой нравственности. Идеи мыслительного творчества ученый черпал в других учениях античности и буддизма. Провозглашая космический пантеизм, Циолковский утверждал, что жизнь и разум выступают атрибутом материального мира. «В математическом же смысле — вся Вселенная жива», — размышлял ученый. Социальные мыслящие существа — неизбежный продукт процессов развития космоса. Вселенная Циолковского вырастает из стоящей выше космоса нематериальной Первопричины: «Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие разума... Она... добра. Значит, мы не можем ждать от нее ничего худого»... Но Циолковский интуитивно предчувствовал трагические судьбы человека и человечества на земле. Причина человеческих страданий — страсти (от блаженства до агонии) — лишают людей разумного умиротворённого существования.

Циолковский искал выхода из данной проблемы. Он предполагал, что самым уважаемым занятием людей станет интеллектуальный труд. Мечтал о построении гармонического общежития для человечества. При этом Циолковский предсказывал и «борьбу убеждений», соизмеримую с вселенским «Законом единства и борьбы противоположностей». Ибо, только Истина способна указать на лучшее общественное устройство. В идеальном обществе человечество в своей деятельности следует единой воле, единой идее. При этом человек будет достоин контакта и союза с иными разумными силами Вселенной. Подобное единство избавит народ от бесконечных разрушительных войн и приведет к счастливой жизни. Величайший разум господствует во Вселенной, и ничего несовершенного в нем не допускается. Циолковский с устремлением размышлял о создании универсальной космической Этике разумного человечества. Люди по Циолковскому — часть единой гармонической Вселенной. Жизнь в ней — совершенна, разумна и счастлива.

...Разум и могущество высших существ,

зародившихся на высших планетах,

ликвидируют зачастую жизнь на иных

планетах и заселяют их своим потомством.

Константин Циолковский

Умирая, Дух становится человеком.

Человек, умирая, становится Духом...

Без определенной степени одиночества

невозможно нормальное развитие высших

сил Разума... Мы мечтаем о путешествиях

по Вселенной — но разве Вселенная не внутри нас?..

Новалис

В статье «Жизнь человечества» Циолковский проанализировал проблемы человеческого Бытия. Ученый заострил внимание на классовом обустройстве общества. Выяснил причины революционных преобразований. Циолковский размышлял: «Покамест будет неправда и разного рода насилия, классовые и иные, до тех пор будут и революции с их бедствиями. Будет справедливость, и их не будет. Революция есть истинное наказание за ошибки сильных,.. классов и правителей».

Циолковский посредством гипотезы и соизмеримо с идеалистической философией пришел к выводу, что Душа не умирает вместе с физической смертью человека, и что животные тоже имеют душу. Сны, обмороки, летаргическое состояние также побуждают людей верить в существование невидимой Души. Циолковский развил атомичную теорию солнца, планет, человека, растений, воздуха, воды, эфира. Ученый знал, что человек есть существо материально-духовное, в котором отражены и Земля и Космос: видимое и невидимое, смертное и бессмертное, низшее и высшее. Циолковский знал и о том, что все во Вселенной вечно и развивается циклично. Знал, что после своей физической смерти человек не умирает. Его накопленные в течение жизни таланты, опыт, знания, его истинное «Я» вовсе не исчезает, а продолжает существовать, трансформируясь в новую жизнь. Циолковский верил в идею реинкарнации, или повторного возвращения человеческого «Я» на Землю... В 1929 году в Философской тетради «Воля Вселенной» ученый писал: «Смерть есть одна из иллюзий слабого человеческого разума»...

Из Хаоса, из черного,

Рождается Звезда...

Из Нет из непокорного,

Восстань святое Да!

Вячеслав Иванов

За процессом цикличности Материи следует процесс цикличности Духовности и совершенного разума. Человечество есть дитя Судьбы Циклов. Следовательно, ни один homo sapiens, человек разумный, не может избежать тягостного (связанного с чередой страданий) сотрудничества с Природой. В статье «Что делать на Земле» Циолковский размышлял: «Одна из важнейших основ нашей жизни: научная уверенность в безначальной, бессознательной, совершенной и счастливой посмертной жизни». Человеческий разум сообщает, что нам будет хорошо, когда Вселенная будет заселена лишь совершенными существами. Если не будет страданий в Космосе, то и никто не будет страдать в беспредельной своей жизни. О том же размышлял в древности и философ Гермес Трисмегист: «Как наверху — так и внизу». Пока же мы можем уничтожить страдания и не допускать их впредь на земном плане. А для этого необходимо постоянное, целенаправленное совершенствование жителей планеты Земля.

Майя Мартолина