В Рязани

В Рязанском ТЮЗе прошли III Международные творческие режиссерские мастерские «Современная драматургия для подростков» 12+

С 29 марта по 4 апреля в Рязанском государственном областном театре юного зрителя прошли III Международные творческие режиссерские мастерские «Современная драматургия для подростков».

В этом году проект реализован при поддержке министерства культуры и туризма Рязанской области и Российского института театрального искусства ГИТИС. Его темой стала современная российская и зарубежная драматургия для подростков. В представленных эскизах талантливые режиссеры стремились рассказать о проблемах современной молодежи. .

Главной задачей режиссерских мастерских, по мнению художественного руководителя ТЮЗа Марины Есениной, является анализ совместной работы режиссеров и актеров и выбор пьесы, на основе которой в стенах театра будет поставлена полноценная театральная постановка.

В творческих режиссерских мастерских принимали участие талантливые ребята со своеобразным взглядом, еще и современная драматургия дает полет фантазии. Это совершенно новое видение, здесь можно поэкспериментировать с театральным языком. Главное — завязать хорошие творческие отношения с режиссером или драматургом. Мы обращались к разным мастерским, к разным режиссерам: какие-то пьесы нам очень нравятся, какие-то пьесы нужно дополнять

При оценивании особое внимание известные театральные критики и студенты театроведческого факультета ГИТИСа (будущие театральные критики) уделяют литературной фактуре, ведь любой эскиз создается на основе произведения. Драматург, член Союза писателей России и член Союза театральных деятелей РФ Елена Исаева отметила, что современная драматургия для подростков имеет свои особые характеристики построения текста и содержания. По мнению Елены Валентиновны, в наше время авторы отражают в своих литературных трудах современный язык. Поэтому бывает сложно уследить, как и насколько меняются речевые обороты актеров. Только писатель с хорошим слухом может сопоставить современный язык и устную живую театральную речь и, таким образом, воздействовать на театральный процесс.

Драматурги учились, к примеру, в Литературном институте. А режиссеры — в театральном вузе, где свои особенности. И эта система разделения до сих пор наблюдается. И подобные творческие лаборатории стали площадкой для встреч молодых драматургов и режиссеров, взяли на себя функцию взаимодействия писателя и театра. Современную пьесу определяет время, в ней главное — послание, которое закладывает автор. Зритель реагирует на новую информацию, и призвание театра — адаптировать вечные ценности к миру, который все время меняется. Зритель не должен быть растерянным в потоке информации — он должен сохранить «стержень» в своей душе

Также Елена Валентиновна отметила, что на сцене Театра юного зрителя ей особенно запомнилась игра актеров: они мгновенно вписывались в текст, чувствовали внутренний мир своих героев и талантливо работали на сцене.

В рамках III Международных творческих режиссерских мастерских свои работы представили пять режиссеров: Дмитрий Лимбос (Москва), Андрей Маник (Москва), Вера Попова (Пермь), Анна Куликова (Москва) и Алексей Шавалов (Минск, Республика Беларусь). Вместе с артистами театра они подготовили эскизы спектаклей по пьесам современной зарубежной и отечественной драматургии.

В этом году были выбраны сразу три эскиза, которые планируется представить в форме полноценных постановок на сцене Рязанского театра юного зрителя в ближайшие два сезона. Это моноспектакль по пьесе Марии Малухиной «Море, звезды, олеандр» (режиссер — Вера Попова), рассказывающий зрителям о проблеме выбора в жизни подростка и о том, как в потоке современности внутренний голос способен влиять на поведение человека и его мироощущение. Во многом постановка описывает сложную ситуацию диалога героини с самой собой, поэтому на сцену вводится две актрисы, которые передают контрасты душевного состояния и различные искания одного человека (два артиста на сцене — наиболее понятная форма восприятия и понимания театрального действия для зрителя).

Эскиз режиссера Анны Куликовой «Рома, правда и подкасты» создан на основе пьесы рязанского драматурга Игоря Витренко, который написал литературное произведение непосредственно для постановки в Театре юного зрителя в рамках проведения творческих режиссерских мастерских.

«Это моя первая пьеса молодежной тематики. До этого были детские, взрослые и подростковые. Я хотел показать историю, что мир цветной и не существует единой правды для всех. В пьесе поднимаются тема правды, тема отцов и детей, тема воспитания. Эта история не подсмотрена из жизни, это именно развитая идея. Конечно, мне интересно, когда в местных театрах проходят постановки на мои произведения. На мой взгляд, драматург, который существует только на бумаге — неполноценный». — рассказал автор, Игорь Витренко

Третьим эскизом стала история Саймона Стивенса «Загадочное ночное убийство собаки» о мальчике с аутизмом, который проходит в своей жизни сложные этапы взросления, понимания окружающего мира и его восприятия. Это драма с элементами детективного расследования, в которой зрители наблюдают, с какими чувствами и эмоциями подросток испытывает разлад в семье, какой ценой ему достается правда жизни и как трудно ребенку бывает справиться с одиночеством и незащищенностью в современном жестоком мире. Все события и взаимоотношения зрители видят через призму индивидуального восприятия главного героя.

III Международные творческие режиссерские мастерские «Современная драматургия для подростков» завершились аналитическим разбором работ, представленных в Театре юного зрителя. Участниками круглого стола стали актеры, режиссеры, театральные критики, а также студенты театроведческого факультета ГИТИСа.

Дарья Орешина