В Рязани

В Рязани подвели итоги работы творческих мастерских «Подросток и война» 12+

14 февраля 2015 года в Рязанском государственном областном театре для детей и молодёжи (на Соборной) подвели итоги творческих мастерских «Подросток и война», работавших здесь в течение недели.

Мастерские были посвящены 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и проводились при поддержке министерства культуры и туризма региона. С помощью режиссёров — Антона Оконешникова и Константина Демидова из Москвы и Наталии Лапиной из Петербурга — актёры попытались найти тот материал, который бы был наиболее близок современной молодёжи, тот, что позволил бы по-новому рассказать о прошедшей войне.

В итоге на суд зрителей было представлено три эскиза будущих спектаклей, по-разному представляющих военную тему. В работе Константина Демидова по «Ивану» В.Богомолова — щемящий рассказ о судьбе мальчика Вани, маленького разведчика. В судьбе его, как в капле воды, отражена жизнь многих таких же ребят, для которых с войной закончилось детство, и началась взрослая, полная опасностей жизнь, подчас, как в случае с нашим героем — заканчивающаяся гибелью. Предлагая зрителю рассказ без прикрас о таком «взрослом ребёнке», расстрелянном в финале, Константин Демидов, по его собственному признанию, хотел оторвать подростка от обыденности, обратив его внимание именно на жестокость войны — каждый зритель имеет возможность, проецируя свою судьбу на судьбу героя, подумать над несправедливостью военной философии, заставляющей погибать тех, кто, мог бы жить. Эта тема в спектакле усилена сценическими приёмами — сухой немецкой сводкой, звучащей за кадром, соединением прошлого и будущего. Зритель видит проекцию войны на личность — рассказ ведётся и от лица мальчика Вани, и молодого военного, к которому он попадает, и ветерана, — того, кем мог бы стать Ваня, если бы не погиб.

К теме бесчеловечности войны обращается и Антон Оконешников, раскрывая её в контексте философии Андрея Платонова. Перед публикой разворачивается та же история молодого человека, попадающего на фронт, где нужно, не задумываясь, убивать, чтобы выжить самому. Акцент в постановке сделан на контрасте жизни мирной по законам природы и жизни военной — с её непременным убийством. Герою, как и зрителю, предлагается выбор, который герой делает интуитивно, не задумываясь над его правильностью. Он предпочитает погибнуть, чем совершать противоестественные поступки.

В спектакле Наталии Лапиной, в отличие от предыдущих фронтовых постановок, войны нет — она вынесена «за скобки», «за горизонт» повествования, будучи зашифрованной в подтексте. Действие разворачивается уже после Победы — послевоенная жизнь соединяет разные судьбы, жизни людей, прошедших войну, голод, трудившихся в тылу, совершавших молчаливый подвиг. Тема связи поколений, прослеживаемая в документальной прозе Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье», здесь прочитывается ярче как за счёт удачно выбранного сценического решения, так и за счёт мелких деталей — настольной лампы, старой швейной машинки, альбома с фотографиями. Спектакль — тот же альбом с фотографиями, только вместо снимков, перед зрителем — истории из жизни тех, чьи детские годы пришлись на послевоенное время. Яркое детское восприятие позволяет выхватить некие сюжеты, воссоздающие жизнь целого, фронтового поколения с его карточками, очередями за хлебом, медленной смертью в мирное время, бережным отношением к одежде, трудолюбием и талантом, а, главное — верой в лучшее будущее, которая придаёт не только героям, но и всей постановке тёплый, лирический характер.

Именно последний стал основой дискуссии в ходе круглого стола. Речь шла, впрочем, не о достоинствах или недостатках каждой постановки, которые были высоко оценены критиком, а о том, что нужно показывать о войне современному подростку — «экшн», которым, по сути, является «Иван» Константина Демидова, философскую притчу, наполненную символизмом в прочтении Антона Оконешникова, или спектакль по произведениям Улицкой, отсылающий к тем временам, которые не знакомы молодёжи.

Впрочем, выбрать лучшую работу на мастерских не смогли — каждый спектакль затронул сердца зрителей, у каждого появился свой зритель, а, главное, — никого работы не оставили равнодушным, что и является основной целью творческих мастерских. Поэтому, как отметила художественный руководитель театра Марина Есенина, к маю публику ждёт сразу три премьеры — одна на большой сцене (ею станет спектакль по Улицкой), и две — на малой.

Кроме того, к юбилею Победы театр подготовит проект «Военные ветры», когда школьники будут перед походом в театр посещать музей, а в самом театре на Соборной появится экспозиция, посвящённая участию актёров в Великой Отечественной войне.

Комментарии

Добавить

Поля, помеченные звездочкой, обязательны для заполнения.