Главная > Блоги > Я поведу тебя в музей…

Я поведу тебя в музей…

В августе в нашем городе открылся Музейный центр имени А.И. Солженицына, вошедший на правах отдела в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Корреспондент VEZDEKULTURA внимательно изучил экспозицию центра, которая является самой большой литературной экспозицией, посвящённой творчеству Солженицына в нашей стране, и выяснил, почему сюда обязательно стоит заглянуть.
Музей расположен в старинном особняке XIX столетия с литературной историей — в период генерал-губернаторства здесь в Рязани квартировал М.Е. Салтыков-Щедрин. Теперь, когда здесь размещен музей им. А.И. Солженицына, о прошлом дома не забыли — об истории особняка рассказывают стенды, встречающие посетителя у входа. Прошлое особняка — своеобразный «пролог» к путешествию по экспозиции, которое ждет посетителя далее.

В августе в нашем городе открылся Музейный центр имени А.И. Солженицына, вошедший на правах отдела в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. Корреспондент VEZDEKULTURA внимательно изучил экспозицию центра, которая является самой большой литературной экспозицией, посвящённой творчеству Солженицына в нашей стране, и выяснил, почему сюда обязательно стоит заглянуть.

Музей расположен в старинном особняке XIX столетия с литературной историей — в период генерал-губернаторства здесь в Рязани квартировал М.Е. Салтыков-Щедрин. Теперь, когда здесь размещен музей им. А.И. Солженицына, о прошлом дома не забыли — об истории особняка рассказывают стенды, встречающие посетителя у входа. Прошлое особняка — своеобразный «пролог» к путешествию по экспозиции, которое ждет посетителя далее.

Экспозиция музея построена по тому же принципу, по которому писал А.И. Солженицын — в основе ее лежат «узловые» точки, наиболее важные связующие моменты, которые описывают важные для писателя моменты. Экспозиция музейного центра делится на четыре раздела. Первый раздел — биография писателя, второй — «Красное колесо», эпопея, над которой Солженицын работал большую часть своей жизни; третий — литература писателей Рязани, четвертый — очерки литературной жизни, советский период и период подпольной работы Солженицына. Это музей не только о творчестве Солженицына, но и литературной жизни Рязани во время пребывания писателя в нашем городе, о том, какой след Рязань оставила в творчестве Александра Исаевича

Убедиться в правоте слов моего собеседника можно, заглянув уже в первый зал музейного центра, посвященный эпопее «Красное колесо». У многих героев, которых можно встретить на страницах книги (к слову, считающейся одной из самых объёмных в истории литературы), были реальные прототипы-рязанцы. Так, протоиерей Евгений Мелехов считается прототипом отца Северьяна. Также в «Красном колесе» упоминается и Наталья Климова — девушка из известной в городе семьи, посвятившая жизнь революционной борьбе. Реальный прототип был и у горничной Саши, жизнь которой сломала революция.

— Кто был настоящим прототипом горничной Саши доподлинно неизвестно, но считается, что Солженицыну могли рассказывать о девушке Дарье Дмитриевой, уроженке села Конобеева, которая достигла немалых карьерных высот — будучи крестьянкой, устроилась работать горничной в столице. Однако, произошла революция — и она вынуждена была, как и героиня романа, вернуться домой, потеряв всё, что имела, и фактически начав всё сначала, — рассказывает заведующий отделом Музейного центра им. А.И. Солженицына Кирилл Тимченко.

Рассказ о событиях предреволюционных лет, Первой Мировой войны был для Солженицына важен и в личном плане: в эти годы познакомились его родители. Отец будущего писателя, Исай Солженицын, будучи студентом, ушел на фронт и, получив отпуск, приехал в Москву, где и познакомился с будущей женой — Таисией Щербак. Предложение девушке он сделал на шестой день знакомства, та поехала за ним в полк, где молодых обвенчал полковой священник. Запись о браке он сделал на свидетельстве о рождении жениха — других документов у юноши просто не было. К сожалению, счастье пары было недолгим — Исаакий Солженицын погиб в результате несчастного случая, и Сашу воспитывала мать, в 24 года оставшаяся вдовой с ребенком на руках.

Впрочем, в эпопее «Красное колесо», конечно, больше трагического, чем радостного — времена, которые описывает Солженицын, не давали повода для оптимизма. Помещичьи погромы, закрытие монастырей и национализация их имущества, открытие лагерей на базе бывших церквей — информацию о жизни области в революционные годы, первые годы советской власти Солженицын скрупулезно собирает в блокноты, часто — сделанные самостоятельно. Сейчас эти блокноты и записные книжки — ценное свидетельство, позволяющее заглянуть в творческую лабораторию мастера, воздавшего должное всем погибшим и заключённым в лагеря в «Архипелаге ГУЛАГ». Сам Солженицын также прошел через систему лагерей — в экспозиции представлены и его знаменитые нашивки с номерами (их Солженицын вывез из мест заключения тайком), а также записные книжки, которые писатель создавал во время пребывания в «шарашке», где получил доступ к бумаге. Каждый лист там был на счету, приходилось экономить, клеить остатки в единый лист — так появился знаменитый «бисерный» почерк Солженицына, сохранившийся у него до конца жизни.

— Жизнь заключенного была описана Солженицыным в его рассказе «Один день Ивана Денисовича», который был напечатан в 1962 году и принёс автору известность. Считается, что Иван Денисович — собирательный образ разных заключенных, которых знал писатель, но одним из прототипов считается рязанец Иван Зоткин. Он прошел войну, попал в плен, после освобождения из него был осужден за измену родине на 25 лет лагерей — восемь из них он отсидел, выйдя по амнистии, — поясняет Кирилл Тимченко.

Реальный прототип был и у главной героини романа «В круге первом» — по мысли исследователей, образ Нади «подсказан» первой женой писателя, Натальей Решетовской. Именно благодаря ей в 1957 году писатель попал в Рязань, где жили родственники Натальи. В нашем городе писатель прожил 12 лет, которые называл одним из самых продуктивных в своём творчестве, здесь создавались его знаменитые произведения. Преподавая в гимназии, Солженицын много гулял по Рязани, запечатлевая облик города. Сейчас снимки, которые могут увидеть посетители — ценное свидетельство по истории областного центра. Рязань стала для Солженицына своеобразной творческой лабораторией — заглянуть в нее есть возможность у каждого посетителя музейного центра, где создан импровизированный рабочий кабинет писателя. На полках — книги Александра Исаевича из собрания РИАМЗ, Дома русского зарубежья, личной коллекции Натальи Дмитриевны Солженицыной; на столе — очки писателя, блокноты, авторская машинопись романов, путь которых к читателю был весьма непростым. Так, «Архипелаг ГУЛАГ» ходил в рукописных списках, которые берегли как зеницу ока — прятали в самодельные шкафы под обоями и даже под линзу телевизора, а для хранения страниц романа была разработана целая подпольная сеть, участники которой зачастую не знали о существовании друг друга. Наградой за это была Нобелевская премия (точные копии награды можно увидеть в экспозиции) и... травля в советской печати с исключением из Союза писателей. Произведения Солженицына не печатали, вымарывали из журналов, если они туда попадали. Время расставило всё по своим местам, и сейчас Солженицын занимает почётное место в пантеоне российских писателей.

Лучше познакомиться с его биографией посетителям центра позволит не только рассказ экскурсовода, но и фильмы, которые можно посмотреть в кинозале, другие технические новинки. В дальнейшем в центре планируется проводить конференции, встречи, познавательные и образовательные мероприятия, временные выставки. Одна из них посвящена другу Солженицына — Борису Можаеву, две другие — Якову Петровичу Полонскому и сестрам Хвощинским.

Посетить Музейный центр им. А.И. Солженицына можно ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00. Запись на экскурсию по телефону — 47-71-07, 47-71-00.

Наталья Бирюкова