В Рязани

В «Фотодоме» открылась выставка ко Дню российской печати 12+

13 января в «Фотодоме» открылась выставка рязанского фотографа Андрея Карева, приуроченная ко Дню российской печати. Она посвящается людям «за кадром» — фоторепортерам и телеоператорам: профессионалам, которые в прямом смысле формируют картину мира, фиксируют для оперативной новости и для истории пёстрый облик рязанских событий.

Сюжеты этих снимков автор экспозиции «подсмотрел» во время съёмок на различных официальных мероприятиях. Здесь представлены 40 фотографий, сделанных в последние годы. Но есть и более ранние снимки, героев которых с интересом узнаешь в роли ключевых персон нынешней журналистики.

— Вот снимок 1981 года, здесь запечатлен мой однокурсник Николай, клавишник группы «Водопад». Тогда никто и подумать не мог, что Николай Кириллов свяжет жизнь с журналисткой, будет редактором «Областной рязанской газеты».

Впрочем, в основном, главные персонажи экспозиции — всё же не журналисты, а профессионалы телевидения и газетного фотодела. Помимо, например, фотографа и журналиста Ольги Джафаровой, журналиста-аналитика Юрия Евстифеева, здесь узнаваемы лица операторов рязанских телеканалов (двое из них тут же, на презентации, снимали материал для репортажа о выставке), видны рабочие и постановочные кадры с портретами оператора ТАСС Валерия Борисова, мобилографа Геннадия Карпушкина, телеведущей Жанны Алпатовой, и прочих известных, узнаваемых лиц в профессиональном сообществе.

Известный в Рязани фотомастер Анатолий Осипенков назвал выставку «явлением»:

Я разбирал недавно собственные архивы и нашёл видеоматериалы к 900-летию Рязани, посмотрел на своих молодых и красивых коллег-репортёров, это было так интересно! И, наверное, есть историческое предназначение этих портретов. Их ценность возникнет лет через 30, когда следующее поколение будет искать, перенимать что-то у этих журналистов, которые работают на рязанской земле. Интересно будет смотреть на эти лица, узнавать их, искать их биографии. Так что это сохранение истории нашего края

По словам Андрея Карева, фотографировать коллег ему «всегда было не менее интересно, чем освещать происходящее событие». Сам он с сожалением говорит, что всегда мечтал быть фотожурналистом, но, так сложилось, в основном, смотрел на работников СМИ со стороны. Будучи своего рода наблюдателем, Карев делится собственными мыслями относительно творческой манеры фотохроникеров и операторов.

Я завидую всем тем людям, которые оказались в рязанских СМИ. Особенно мне нравится, как работает старая гвардия операторов, сразу понимаешь, откуда человек пришел, чувствуется школа. Есть сейчас достаточно большие, интересные репортеры, например, среди фотожурналистов «Рязанских ведомостей». Эту старую школу отличает то, что в снимках присутствует собственное отношение репортера. Сегодня же молодежь снимает более ровно, «машинально», с упором на информативность без субъективного взгляда. Опять же, сравнивая «сегодня и вчера»... Недавно довелось пролистать подшивку газеты «Рязанский комсомолец» за 1989-1990-е годы, и я был поражен, как серьезно работали тогда фотографы и бильдредакторы, как интересен был фоторяд. И работали там, в газете, не только сотрудники-комсомольцы, но и фотографы со стороны — участники рязанских фотоклубов. Сейчас тоже есть интересные мастера, но они как бы остаются в стороне и каким-то СМИ не принадлежат. Жаль, что уходят и сами печатные СМИ, ведь интерес к ним довольно маленький. Впрочем, остаются своего рода гурманы — те, кто работает в редакциях, те, кто читает выпуски газет

Автор выставки и сотрудники «Фотодома» сердечно поздравили присутствующих журналистов и операторов с Днем печати. Выставка будет экспонироваться до 30 января.

Ольга Маслова