В Рязани

В Рязанском ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Капитанская дочка» 12+

16 ноября 2019 года в Рязанском государственном областном театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Капитанская дочка» по одноименной повести А.С. Пушкина.

Пока на сцене театра драмы бушуют любовные страсти — проходит международный фестиваль спектаклей о любви «Свидания на Театральной», (где в этом году царствуют, в основном, «современники»), театр на Соборной решил обратиться к «классикам» — к произведению, которое знакомо всем, а школьникам — особенно. Тему ученичества режиссер Наталия Лапина подчеркивает как в сценографии, «выводя» на сцену школьную доску, так и в обозначении жанра работы: «несколько уроков из жизни Петра Гринева». Действительно, вместе с героем, таким же юным, как и они, школу жизни проходят и зрители — их ждет путешествие по страницам бессмертного сочинения А.С. Пушкина. Перечитывать его ради похода в театр не придется — создатели спектакля предлагают зрителю некую «иллюстрацию» событий, происходящих в книге, свое видение главного героя — Петруши Гринева (Николай Ребров), только вышедшего из-под опеки родителей юноши, и, как и многие его сверстники, стремящегося к самостоятельности и «взрослой», в его понимании, жизни. Последняя, правда, оказывается, вовсе не такой, как себе ее представлял наш герой, да и при выборе жизненных ценностей ориентироваться приходиться не на советы родителей, а на свои собственные нравственные качества — честь и совесть. Подобный выбор роднит Петра Гринева с возлюбленной, Марией Ивановной (Светлана Медведева), а также с ее родителями — супругами Мироновыми (Владимир Коняхин и Марина Заланская). Им противостоят отрицательные персонажи, сделавшие в жизни иной выбор — к ним принадлежит, в частности, Швабрин в исполнении Дмитрия Мазепы. Особняком среди остальных находится лишь Пугачев, которого сыграл Константин Ретинский — самозванец «нарисован» им свободолюбивым, жестоким, хитрым, но помнящим добро человеком. Живыми, запоминающимися являются и второстепенные персонажи, которые иной раз оказываются более яркими, чем главные герои, — таковы старик Савельич (в этой роли блистает Константин Зенков), отец Герасим (Илья Комаров) и Акулина Памфиловна (Анна Комарова), Иван Игнатьич (заслуженный артист России Владимир Устинов). Яркие, хотя и небольшие роли исполнили Григорий Саркисов (Белбородов) и заслуженный артист России Андрей Торхов (Хлопуша).

Если тем, кто учится, спектакль обязателен к посещению для того, чтобы освежить в голове текст, то тем, кто уже школу закончил, его стоит посетить ради художественного решения. После опыта «Яра» Наталия Лапина верна себе — спектакль построен на контрасте света и тени, функциональных декорациях — зритель видит то помост, подчеркивающий «театральность», «искусственность» того или иного образа, то экран, дающий возможность взглянуть на происходящее со стороны, превращающий сценическое действие в кинофильм. Появляется на сцене и символ-лейтмотив «Яра» — колесо, воплощение движения жизни вперед.

Премьерные показы «Капитанской дочки» состоятся также 17, 19, 26 ноября.

Наталья Бирюкова