В Рязани

Фестиваль фестивалей. В программе VII Тарковских чтений в Рязани показали лучшие работы молодых кинематографистов 12+

В рамках VII Международных Тарковских чтений, открывшихся 4 сентября, рязанцы знакомились со «свежими» фестивальными работами молодых российских кинематографистов. Как рассказала руководитель НП «Дом Тарковского» Татьяна Найденова, по сути, в рамках Тарковских чтений-2019 зрителям был впервые представлен фестиваль фестивалей: все картины уже заведомо прошли строгий отбор компетентного жюри, заняв почётные призовые места на различных кинофорумах.

Два вечера подряд в Горьковском зале Рязанской областной библиотеки им. Горького в открытом формате проходили показы короткометражных фильмов, с широчайшим диапазоном тем и концепций — от логически выстроенных бытовых сюжетов, где авторы подобно взрослым мастерам зачастую смогли прорисовать глубокие, психологичные образы, — до метафоричного, многосмыслового, «другого кино».

Так, например, приковавшая к себе зрительский интерес с первых же секунд и вызвавшая неоднозначные зрительские оценки дебютная работа Михаила Архипова «Топливо» на сегодняшний день уже собрала награды статусных фестивалей 2019 года — таких, как XXX Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи, XXI Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, VIII Московский фестиваль российского кино «Будем жить» и других. Словно оживив на экране живописное абстракционистическое полотно, автор придал своему кино «эпохальный» размах: как комментирует сам Михаил, это фильм-метафора, он отражает жизнь человека и общества на стыке времён, переход его в новое состояние, болезненное, безвозвратное перерождение в новом теле, в новом веке, с новыми технологиями.

Одна из участниц Тарковских чтений, Наталья Кончаловская, призналась, что сюжет её весьма атмосферной, проникнутой лёгким лиричным настроением картины «Весна» — и также произведшей весьма сильное впечатление на зрителя — был ею попросту выдуман, а сама идея воплотить его на экране пришла благодаря желанию поддержать друга-оператора, снимавшего свою дипломную работу. Результат превзошёл все ожидания — фильм собрал несколько международных престижных наград: получил премию в номинации «Лучший фильм молодого режиссёра» на 15-м Международном кинофестивале в Рейкъявике, специальный приз жюри IX Международного фестиваля короткометражных фильмов «START», приз VII «ОСЕНЬ Кинофеста» в Москве, а также стал участником десяти кинофестивалей 2018-2019 гг. по всему миру. Завязку фильма порождает необычный поворот сюжетной линии — мать, приехавшая на день рождения своей дочки в Санкт-Петербург, натыкается на стену недопонимании и холодности со стороны той и сбегает с празднества с только что встреченным там молодым человеком...

В совершенно бытовой, но проникнутой необычайно светлой грустью и искренней истории «Год собаки» всего менее чем за 10 минут, при минимальном количестве локаций, молодой режиссёр Василий Ильинский отразил «целую жизнь», сведя в кадре судьбы двух поколений и вперив в своих героев глубокий проницательный взгляд психолога. В результате автору удалось точно подметить проблему современного общества, где уже нет места истинным чувствам, где каждый сам по себе. По сюжету, молодой человек приезжает с якобы своей невестой в канун Нового года навестить бабушку и дедушку. Ничего не стоит разыграть спектакль молодым людям перед старшим поколением. И в то же время, видя искренность в отношениях пожилой четы, их трогательную заботу друг о друге, молодым людям становится стыдно за свою ложь: на глазах девушки слезы, да и молодой человек уже не выглядит таким самонадеянным, как в начале фильма. В результате фильм становится трогательным напоминанием о добром и вечном — настоящем, ненаигранном...

В программу показов вошли и острые, серьёзные, глубокие работы, которые смело можно назвать историческими: на примере судеб конкретных людей их создателям удалось запечатлеть реально имевшие место в жизни большой страны трагические события.

Фильм выпускницы ВГИКа им. С. Герасимова Хавы Мухиевой «Дерево» стал абсолютным победителем порядка 10-ти престижных кинофестивалей 2018-2019 гг. и вошёл в фестивальные показы двух десятков кинофорумов. Северный Кавказ, 1994 год — начало первой чеченской войны. Зритель глазами мирных жителей, непосредственных участников событий, увидит, с чего начинались жестокость и насилие, обрушившиеся на их народ, испытает их эмоции, захлестывающее порой чувство неудержимости событий... Но жизнь, как и дерево, несокрушима. Она восстает из пепла и дыма, ветвится, развивается, расцветает новым живым цветением. И снова поют птицы, и снова смеются дети. И этого никому и ничему никогда не остановить.

Наполненная большой внутренней силой и такой же силы скорбью картина «Дело Ивана» выпускника московской «строгановки» и Высших курсов кино и телевидения ВГИКа Филиппа Орлянского воссоздает реальные события в 1937 года в Москве. Главный герой, сельский плотник Иван Андреевич Артемов, отправился в столицу собрать денег для оплаты налогов за храм, что было с успехом им выполнено, но привлекло к нему интерес сотрудников НКВД. Примечательна сцена допроса в Бутырской тюрьме — на вопрос следователя: «Для чего Вы собирали деньги на храм?», Иван отвечает: «Меня знают как верующего человека. Я хотел помочь людям» — «У Вас должен быть другой мотив. Не врите мне. Что Вами руководило: желание славы, денег, известности?»... Иван Андреевич Артёмов был расстрелян 14 октября 1937 года. Причислен к Собору новомученников и исповедников Церкви Русской под именем мученик Иоанн Артемов... Фильм стал лауреатом Международного фестиваля социально ориентированных короткометражных фильмов в Перми и обладателем спецприза Духовного экспертного совета фестиваля «Лучезарный Ангел» в Москве.

По заявкам зрителей, посещавших показы оба дня, позитивным финальным аккордом обоих фестивальных дней стал «Телёнок» — невероятно добрая, семейная история о двух юных братьях, решивших во что бы то ни стало отыскать маму недавно купленного телёнка, а всё потому, что взрослые неосмотрительно сказали, что завтра он её забудет. «Как же можно забыть Маму?!» — звучит лейтмотивом фильма из уст самого юного героя, у зрителя в это время наворачивается непрошеная слеза умиления, а братья, вместе с телёнком, погруженным на сани, отправляются в полный опасностей зимний лес... Рязанские зрители, как и ранее экспертное жюри, оценили и удивительную, колоритную атмосферу современного деревенского быта, и очаровательно-непосредственную игру маленьких актёров, и, конечно, мастерство тех, кто постарше — главные роли в фильме исполнили известные артисты Михаил Пореченков и Ирина Пегова. Фильм Виктории Рунцовой, выпускницы актёрского курса Высшего театрального училища им. Щепкина и курса режиссуры киношколы Ф.С. Бондарчука, был признан лучшим короткометражным фильмом премии «Золотой орёл-2018» и стал обладателем главного приза VI фестиваля короткометражного кино «Короче» 2018 года.

В то время как в Рязани зрители знакомились с кино-эксклюзивом, авторы фильмов проходили интенсивный профессиональный тренинг признанных экспертов в сфере кино на уже ставшей традиционной для проекта образовательной площадке в пос. Мясное Путятинского района — в непосредственной близости дома Андрея Арсеньевича Тарковского, где рождались замыслы его знаковых картин.

В планах организаторов, по итогам первого, экспериментального фестиваля кино, планируется его ежегодное проведение в рамках Международных Тарковских чтений, как вариант — даже в более расширенном формате.

Мы с сестрой посетили оба дня фестивальных показов, нам стало очень интересно в первый же день. Второй день оставил ещё больше впечатлений. Хочется русского, душевного кино, в котором есть идея, посыл к размышлению. Можно сказать, что люди пока еще боятся такого кино — короткометражек: здесь живые эмоции, а в современном мире человек интеллектуально перегружен, а эмоционально недогружен, испытывает эмоциональный голод. Посмотрел, сиюминутное впечатление получил, вроде и много времени не затратил, но столько туда попало

Ольга Георгиеш, Наталья Гудкова