Главная > Блоги > Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры

Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры

Россия — великая страна.

Страна с великой русской культурой.

***

Любовь к родному краю, знание его

истории — основа, на которой только и может

осуществляться рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачёв

Романтизм не что иное, как синоним героизма.

***

Об искусстве ли думать?! Да, да, именно об искусстве

и культуре нужно думать во все времена жизни, и в самые

тяжкие. Во всех условиях надо хранить то, чем жив дух человеческий.

Н.К. Рерих

Велико дело красота.

***

Русский край — сердцу рай.

***

Не тот пропал, кто в беду попал,

а тот пропал, кто духом упал.

Русские пословицы

Анатолий Фёдорович Говоров — краевед, Почётный гражданин Рязанской области, лауреат премии имени И.И. Срезневского, член Союза российских писателей, член Союза журналистов России. Человек творческий, издавший 25 книг о тружениках, подвижниках духа, прежде всего края Рязанского. Это книги — «Ровесники века», «Жизни пёстрые страницы», «Деревенька моя», «Сын морехода», «Мгновение, остановленное кистью», «Надежда Чумакова» и другие.

Примечательно, что при активном участии А.Ф. Говорова в Рязанской области издано 13 томов Рязанской Областной Книги Памяти времён Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Вот и ещё одна светлая радость пришла к нам — повесть Анатолия Говорова под редакцией Валентины Севастьяновой «Дети Мещёры», презентация которой прошла в Концертно-выставочном зале «На Грибоедова»... Это удивительная летопись жизни большой, дружной семьи Степашкиных! Жизни, полной лишений, труда и борьбы...

«Рязанская Мещёра... Край девственной природы, где редко ступала нога человека, красоты лесов и озёр. Вековые дубы, сосны, ели, берёзы, кустарник, вечерние росы и сумерки, стелющиеся туманы...»

Этими чудесными строками начинает повествование Анатолий Говоров. Книга обильно снабжена фотографиями Александра Степашкина; мудрыми изречениями

К. Паустовского, М Горького, Л. Толстого, В. Гюго, русским фольклором. У всех на слуху пословицы: «Жизнь прожить — не поле перейти», «Сделай дело — гуляй смело», «От трудов праведных не нажить палат каменных».

В многодетной семье Степашкиных, пишет автор, было 10 детей. В живых осталось лишь пятеро... Отличительная деталь: дед Дмитрий Павлович Степашкин, родившийся в год отмены крепостного права, в 1861 году, — ни разу в жизни не ругался матом!

Чего не скажешь о современной эпохе машинной цивилизации и вседозволенности. Сегодня матерный язык стал чуть ли не нормой общения. И дети, едва выучившись ходить, вслед за взрослыми повторяют нецензурную брань.

Отец, глава семейства, Степашкин Михаил Дмириевич — участник Первой мировой войны, прошёл немецкий плен... Человек несгибаемой воли и романтической души, неутомимый труженик. Мать, Ксения Андриановна исправно занималась хозяйством и воспитанием детей. Многочисленное семейство Степашкиных после революции переехало из д. Неустроево на живописный хутор Жаровский Клепиковского района. Здесь и появились на свет молодцы-удальцы: Степан (Стёпка) в 1923 году и Александр (Шурка) в 1928 году. С детства оба приучены к труду.

Иначе и нельзя было. Михаил Дмитриевич был репрессирован по 58 статье и сослан на строительство Беломоро-Балтийского канала. Семья перебралась в соседский дом Екатерины Дорониной, тоже хлебнувшей лиха репрессий. Женщины трудились, не покладая рук. О таких женщинах-крестьянках пропел Некрасов: «Есть женщины в русских селеньях»...

Степан Михайлович с любовью вспомнит впоследствии о добром родительском воспитании. Всё просто: родители не воспитывали детей, а убеждали личным примером. Воспитывали и крестьянские традиции — понятия добра и чести, достоинства, порядочности, трудолюбия. Воспитание в семье Степашкиных соизмеримо с народной педагогикой Льва Толстого в Ясной Поляне. Толстой говорил, что не надо воспитывать детей, ибо они как губки, всё впитывают и копируют с родителей.

Очень важно, чтобы дети росли в атмосфере Красоты.

Любовь Юнина

С раннего детства Михаил Дмитриевич учил детей верховой езде, заготовке дров, чуткости к красоте окружающей природы. Благодаря смекалке и трудолюбию Степашкин отстроил красивый и просторный дом с причудливыми резными наличниками...

Время быстротечно... Вот уже Стёпка и Шурка учатся в соседней Бусаевской школе. Обоих отличает тяга к знаниям, к чтению... Вскоре череда несчастий нахлынула на Хутор Жаровский: нищета, голод, пожар 1936 года, полностью уничтоживший хутор...

По окончании трёхлетнего срока, досрочно вернулся из лагерей Михаил Дмитриевич. Привёз много похвальных грамот за ударную работу. И с головой, забыв обиды, окунулся в работу. А преодолевать препятствия ему помогала народная мудрость: «Не отведав горького — не узнаешь сладкого».

Не просто жить среди людей, имея ярмо «врага народа». И потому Степашкины перебрались на Урал, в Кировскую область, под опёку двух родных братьев.

30-е годы отмечены не прекращающимися репрессиями в стране. Вот и над Степашкиными нависла угроза повторного заключения, продолжает рассказ автор. Пришлось переехать в Рязань к старшему сыну Ивану. Поселились в п. Мервино, затем в Ленинский посёлок (Ленпосёлок) на Вторую Линию.

В свободное от занятий время Стёпка и Шурка осваивали культурное пространство Рязани — ТЮЗ, драмтеатр, кинотеатры «КИМ» и «Октябрь». Величавый Рязанский кремль с колокольней и Успенским собором, краеведческий и художественные музеи.

В Рязанском художественном музее Степан не мог глаз оторвать от проникновенной живописи В.А. Тропинина... Тогда и зародилась в душе отрока мечта — стать художником...

С радостью великой наслаждались ребята чудодейственной природой Рюминой Рощи... Только радость оказалось не долгой. Грянула война... Фашисты рвались к Москве. Заняли Михайлов... Знаменитая битва за Москву разбила в пух и прах миф о непобедимости нацистской Германии. Весомую роль в победе сыграл Сибирский полк. Освободили и Михайлов. Но война несла своё смертоносное жало дальше по советской земле... Переломным моментом стала Великая Сталинградская битва. На защиту отеческих рубежей встал и Степан Степашкин.

В июне 1942 года 19-летний Степашкин ушёл на фронт с отцовским благословением: «Вперёд не забегать, но и сзади не оставаться!» Выучившись на связиста, прибыл в самое пекло Сталинградской битвы... Не столько пугала смерть, сколько огорчала безысходность от увиденного: земли, сплошь усыпанной трупами. С тяжелым ранением ноги Степашкина отправили в госпиталь.

1943 год... В составе Первого Украинского фронта наш боец форсировал Днепр. Ранение в другую ногу. Госпиталь. В сентябре 1944 года судьба забросила Степашкина в Польшу. Заведовал секретной частью офицерской школы связи Войска Польского.

К концу войны получил звание хорунжего.

Далее Говоров пишет об окончании Великой Отечественной войны, унесшей 28 миллионов жизней! О том, что славная Рязанская земля дала миру более 300 Героев Советского Союза!

И с горечью о том, что спустя десятилетия, развалится великая держава — СССР.

И злопыхатели всех мастей начнут сеять клевету на Советский Союз, пересматривать и переписывать итоги Великой Отечественной войны. Победителей назовут завоевателями, а предателей — победителями.

В 1946 году наш герой вернулся на Родину. Впереди — радость встречи с родными, особенно с братом Александром, который уже заканчивает строительный техникум. Степану же в выборе профессии помог отец. Зная его тягу к рисованию дал совет поступать в художественное училище. Учителем живописи для Степана стал

В.Е. Куракин. Прекрасно, что братья стали приобщаться к истинному искусству: живописи, музыке, литературе.

Александр Степашкин, окончив техникум с отличием, выбрал распределение в Брянскую область. Там и встретил свою судьбу, симпатичную девушку Марию Селицкую...

Со временем семья с многочисленными родственниками перебралась в Рязань. Встретил девушку по сердцу и Степан. Студентку из Рязанского пединститута Светлану Костину...

В 50-е годы в Рязани первый секретарь Рязанского обкома партии А.Н. Ларионов с энтузиазмом проводил в жизнь решение ЦК КПСС — превратить Рязань в город развитой индустрии, повествует автор. Были введены в строй — Станкозавод, Приборный завод. Заводы: САМ, Теплоприбор, Тяжпрессмаш, «Красное знамя» и другие. На очереди — строительство Нефтезавода.

Александр Степашкин начал работу мастером в тресте «Рязаньстрой» № 17, закончил руководителем стройки. Стремился в работе следовать наказу отца: «Саша, не обижай рабочих. Будь справедлив!» И рабочие отвечали ему взаимностью.

Степан Степашкин продолжил образование в ленинградской Репинке, решив заочно выучиться на искусствоведа. Обосновавшись в Рязани, Степашкин устроился на работу в Рязанский художественный музей, по совместительству художником в кинотеатр «Октябрь». Музей влачил жалкое существование... Однажды там произошла большая кража картин. Директор отделался выговором. И спустя два года, был уволен. Новым директором стал однокурсник Степашкина по училищу, искусствовед А.И. Репкин. Через год Репкин получил должность директора Рязанского Художественного училища, предложив вместо себя Степашкина.

С пламенным энтузиазмом наш герой принялся за работу, зная, что под лежачий камень вода не потечёт. Подружился с местными художниками... И музей словно обрёл второе дыхание. Дети, студенты, взрослые потянулись в музей на встречу с подлинным русским искусством. С картинами живописцев из Эрмитажа, Русского музея, частных коллекций... Степашкин наладил связь с СМИ, с общественностью. Сотрудники музея читали лекции в учебных заведениях, на предприятиях. Были организованы ежегодные фестивали искусств в Рязани и области. Создан передвижной Автомузей!

А как же сегодня нам не хватает такого музея?! Ведь порой в сёлах и даже в некоторых райцентрах нет художественной школы! И так важно в наш антигуманный век приобщать людей, особенно молодёжь к высокому искусству...

Вместе с культурно-просветительской деятельностью пополнялись фонды музея новыми образцами традиционного русского искусства. Вырос штат сотрудников за счёт молодых, грамотных специалистов.

В годы хрущёвской оттепели появилась возможность воплотить в жизнь мечту Степашкина — создать Храм искусств... Только тщетно обивал директор музея пороги кабинетных чиновников, которые в один голос заявляли: «Не до культуры сейчас, есть дела поважнее». Привычное дело — финансировать культуру по остаточному принципу. А ведь мудрые утверждали: «Не хлебом единым жив человек».

Но Степашкин дошел до цели. Да и свет не без добрых людей оказался. Н.Н. Чумакова, председатель горисполкома охотно поддержала Степана Михайловича. Остановились на доме мецената Рюмина, памятнике архитектуры 18-19 веков в центре города, в парке.

На ловца и зверь бежит. По служебным культурным делам прибыл в Рязань заместитель председателя Совета Министров России В.И. Кочемасов. Следом — министр культуры России Ю.С. Мелентьев. Они-то и помогли созданию Храма искусств.

А с лёгкой руки Н.Н. Чумаковой в апреле 1980 года в Рязанском Художественном музее открылась Пятая Зональная художественная выставка «Художники Нечерноземья»!..

Не отставал от брата в своём горении и Александр Степашкин. Под умелым руководством Александра Михайловича вступили в строй объекты социально-культурного значения. Жилищные районы — Канищево, Московское шоссе, Дашково-Песочня. Рязанское музыкальное училище, цирк, театр кукол, мост через Оку, новые корпуса Вузов, спортивные комплексы, новые предприятия. Жемчужная здравница «Сосновый бор», ставшая «лебединой песней» Степашкина.

Спустя годы, с болью пишет автор повести, «Сосновый бор», как банкрот, был ликвидирован...

Александр Степашкин, как человек творческий, работал внештатным корреспондентом «Приокской правды» и газеты «Правды». Состоял депутатом районного Совета. Сегодня Александр Михайлович пишет мемуары и оптимистично смотрит на мир. Его кумиры —первый секретарь Рязанского обкома КПСС Алексей Николаевич Ларионов и мэр города Надежда Николаевна Чумакова, которые оставили после себя светлую благую память...

Степан Михайлович Степашкин — заслуженный работник культуры, организатор и директор Рязанского Художественного музея, которому присвоено имя И.П. Пожалостина, размещал в «Приокской правде» превосходные статьи о рязанских художниках. О творчестве Михаила Шелковенко, Людмилы Дунаевой, Владимира Шестакова... О молодом художнике Светлане Ильиной. О талантливых пейзажистах — Владимире Решедько, Леониде Виноградове, Николае Сёмине. И о скульпторах: Антонине Усаченко и Борисе Горбунове. О мастерах портрета — Викторе Агееве, Валентине Чавкине. О народном художнике России Станиславе Якушевском.

Широко освещал Степашкин работы тружеников декоративно-прикладного искусства: керамики, кружевоплетения, вышивки. Среди них мастерицы: народный художник России Диана Смирнова и заслуженный художник России Зоя Зайцева.

С любовью и доверием рассказывал Степан Михайлович о творчестве бессменного председателя Рязанского отделения Союза художников России Владимира Александровича Иванова, которому и передал смело бразды правления.

Радовался искусству нашего земляка, народного художника СССР Виктора Ивановича Иванова. В октябре 2004 года в Рязани была открыта галерея народного художника СССР В.И. Иванова «Виктор Иванов и земля Рязанская»...

Радостно сознавать, что Анатолий Фёдорович Говоров своей книгой «Дети Мещёры» внёс посильный вклад в сохранение традиционной русской культуры...

Об этом же писал последний русский интеллигент, академик Д.С. Лихачёв:
«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт... Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры».

Майя Мартолина