В Рязани

Мюзикл с эликсиром. В областном музыкальном театре появилось «Средство Макропулоса» 12+

В областном музыкальном театре очередная премьера — и на этот раз в её качестве впервые выбран мюзикл. Рязанцам собственную версию театрального «бестселлера» — «Средство Макропулоса» по пьесе Карела Чапека, на музыку Владимира Баскина — в жанре классического мюзикла представит режиссёр Антон Лободаев. Он занят в Ивановском музыкальном театре, однако уже не первый раз по приглашению рязанской дирекции готовит постановку с рязанской труппой: в 2018 году он с успехом поставил здесь «комедию дель арте» «Труффальдино из Бергамо». Что же касается свежей постановки, «Средства Макропулоса», то она также обещает снискать зрительские симпатии, ведь этот материал, и литературно-драматургический, и музыкальный, уже с успехом опробован на нескольких сценах России.

Над нынешней премьерой-новинкой с радостью потрудились все, кто участвует в спектакле. Да и кто бы остался равнодушным к «вечным темам», которые изящно объединил мюзикл? Это и жизнь Дивы, на сцене и в закулисье, и странствия Души, и загадка бессмертия....

— В то же время, — поясняет Лободаев — мы особенно выделили тему любви, которая проходит через всю жизнь — любви главной, вечной. Другой важный мотив — одиночество. Пусть вокруг много людей и ты знаменит, при этом ты все же одинок...

Пока выясняется тайна эликсира бессмертия — «средства Макропулоса» — на сцене сосуществуют, сменяют и провоцируют друг друга мистика и реальность. Работники сцены, клерки и репортёры легко перемежаются с «перевозчиком душ» и его свитой (фэнтези-персонажи охотятся за дивой, чьё бессмертие скоро иссякнет). Первые принадлежат «обратной стороне» славы. Вторые питают сценическую атмосферу «надмирным» ощущением тревоги, краткости жизни.

У каждого героя, главного и второстепенного, свой характер, своё развитие образа. Актёрам было что играть. Играть и трагически, и в комедийном духе. Чаще в музыкальном театре ставят нечто опереточное, легкое, ну а здесь нужно было добавить роли внутренний смысл, подтекст, вкладывать мысль и душу

Своими впечатлениям от не вполне обычного для неё амплуа поделилась актриса Ирина Маненкова, исполнительница главной роли — примадонны Эмилии Марти:

— Так сложилось, что я характерная актриса, все больше играю в комедиях. А здесь — настоящая драма. Такого я раньше не играла никогда... Но роль меня полностью захватила. Притом и саму постановку мюзикла я приняла с воодушевлением и восторгом. Это современная тенденция в театральной жизни. Оперетту, оперу мы показывали и в Москве, и в Рязани, а вот мюзикл это первый наш опыт. И, скажу по секрету, опыт удачный!

Лободаев признался, что еще 5 лет назад заинтересовался музыкальным материалом, тогда только вышедшим «из под пера» Владимира Баскина.

— Мне очень хотелось поставить этот мюзикл, и вот наконец это сложилось, за что я благодарен директору рязанского театра Марине Чернышовой. В мюзикле — шикарная музыка, она наполнена разными стилями, ритмами... Тут и танго, и джаз, однако это разнообразие связано между собой музыкальной драматургией, здесь есть лейтмотивы, есть особая стилистика. Кроме музыки на сцене «играет» свет; придает действию объем динамическая сценография. В качестве спецэффекта используется видеоряд. Все это помогает оттенить мистическое и лирическое, характерно изобразить и разграничить два мира: земной и потусторонний

Оба музыкальных плана, тему Дивы и тему ее Души, пластически отображают артисты балетной группы. Их передвижения на сцене деликатны и убедительны в эффекте «массовки», который кинематографически точно позволяет передать дух времени. А ещё каждая сцена очень тонко выстроена в смысле композиции. Артисты время от времени образуют настоящие «живые картины», где уравновешены каждый штрих и жест.

Здесь хотелось бы особенно отметить тандем, который сложился у Антона Лободаева с балетмейстером-постановщиком Александром Сапруновым. Кажется, что обаяние и лаконичность хореографии Сапрунова оттачивают и устойчиво подкрепляют деятельную свободу режиссёрских поисков Лободаева. Любопытно, что после совместной подготовки спектакля «Труффальдино из Бергамо» Сапрунов сотрудничал с Лободаевым и в ивановском театре.

Впрочем, можно утверждать, что с ивановским режисёром успешно сработалась и вся рязанская труппа. Оценить совокупные усилия актеров можно на премьерных показах, начиная с 22 марта.

Ольга Маслова