В Рязани

О прошлом и будущем рязанского искусства. В Единый день народных промыслов и ремёсел в Рязанской области в зале «На Грибоедова» открылась выставка рязанских авторов 6+

В Единый день народных промыслов и ремёсел в Рязанской области 9 февраля в концертно-выставочном зале «На Грибоедова» Информационно-аналитического центра культуры и туризма Рязанской области состоялось открытие выставки «Судьбы моей простое полотно...»: рязанская общественность могла оценить мастерство и изящество работы четырёх рязанских авторов, представивших изделия из глины, кружево и художественную вышивку.

Пространство у входа в зал украшено инсталляцией с керамическими куклами и сувенирами Ольги Шириня, которая работает с глиной с 1998 года. Она представляет рязанскую игрушку, знакомит широкую публику с традициями сапожковского гончарного мастерства, а на выставку привезла гончарные скульптуры: кукол в народных и обрядовых костюмах, образы славянской мифологии, а также реплики глиняной утвари, извлекаемой археологами на раскопках Старой Рязани. Потому инсталляция объединила и светильники со свистульками, и «переплута», и статуэтки грифона, Гамаюн и Магуры, и кукол Василину и Капитолину...

А по стенам КВЗ — рушники, столешники, панно, кружевные полотна, узорные образцы национальной вышивки, тут же на подставках и авторские куклы. Эту узорную мозаику наколдовали молодые мастерицы, ныне — участники рязанского Союза художников: Ирина Риффель, Дарья Христолюбова и Марал Варламова. Удивительны их работы в стиле михайловского кружева, цветной перевити и других традиционных для Рязанского края техниках.

Дарья Христолюбова, которая не только плетет кружево, но и обучает секретам мастерства (она является кандидатом педагогических наук), пояснила:

— Часть работ выполнена моими студентами, учащимися Школы народных искусств, по моим разработкам. И это тоже путь, по которому можно двигаться, не только сохраняя, но и передавая навыки традиционного прикладного искусства.

Ирина Риффель, художник по традиционной рязанской вышивке, чьи работы находятся в частных коллекциях Германии, Италии, в музее игрушек Александра Грекова, пояснила, что в представленной ею экспозиции — два вида вышивок: вышивка с глухим швом, по внутренней стороне ткани, и сквозная вышивка, по выдергу нити из ткани.

Наша любимая Рязань обладает богатым наследием, а именно наследием художественной вышивки. Это благородный колорит, орнамент, это традиция. А традиция — живой организм, он может заболеть, даже погибнуть. Но новые цветы зацветут, так как есть корни. И на их основе создаются современные изделия, которые будут жить с нами

От имени министра культуры и туризма Виталия Попова организаторов и гостей выставки приветствовал заместитель начальника отдела координации деятельности учреждений культуры министерства культуры и туризма Рязанской области Сергей Селявин.

— Народные художественные промыслы, несомненно, являются неотъемлемой частью русской культуры, отражают эстетическое восприятие, глубину многовековых традиций. Отрадно, что есть молодые мастера, которые продолжают развитие промыслов Рязанской области.

Селявин поблагодарил участников, назвав их признанными мастерами Рязанщины, за творчество и уникальные произведения.

О том, что «народные традиционные промыслы это сокровища, богатства нашей культуры», сказала, открывая выставку, и глава ИАЦ Марина Кауркина.

По словам Виктора Грушо-Новицкого, главы рязанского отделения Союза художников РФ, при поддержке которого организована экспозиция, выставка представляет «некое сердце нашего рязанского искусства, — за ним и прошлое, за ним и будущее». Художниц-вышивальщиц, чей творческий расцвет только начинается, поздравили более опытные, именитые коллеги — художник Марина Ибрагимова, скульптор Раиса Лысенина. Эмоциональную оценку экспозиции дала Раиса Лысенина: «Когда всё белое, пурга, холодно, а тут все расцвечено рязанскими узорами, — какая это радость для всех нас!». Скульптор поздравила с примечательных событием не только художников, но и организаторов выставки — ИАЦ культуры и туризма.

В свою очередь, заместитель директора учреждения Нурислан Ибрагимов напомнил, что здесь и ранее не оставляли вниманием традиционное искусство, в частности, в зале работала экспозиция работ народного художника России, кружевницы Дианы Смирновой.

После официального открытия экспозиции присутствующих пригласили на мастер-классы. Дарья Христолюбова показывала секреты многопарной сканной техники кружевоплетения.

Ещё один мастер-класс устроила Ольга Шириня. Она предлагала слепить символ года, свинку, в технике «брыкинборской» игрушки, в своеобразном, авторском стиле, который сложился в её керамической студии «Глинка» при Окском заповеднике. А Марал Варламова провела целую экскурсию по экспозиции с вышивкой, рассказала наглядно, чем отличается глухой шов и «выдерг нити», как выкладываются по ткани узоры, чем разнятся архангельские мотивы вышивок и рязанские...

В живых обсуждениях, в комментариях выступающих прозвучало много удивительных фактов. Например, настоятельница Казанского женского монастыря монахиня Анна (Сычугова) рассказала, что работа Ирины Риффель украшает праздничные службы: с помощью вышивки мастерица сумела реконструировать подаренную монастырю икону.

Настоятельница, благословившая выставку, добавила, обращаясь к девушкам: «Приятно, что молодые лица занимаются нашим прикладным искусством, что оно обрело новое дыхание. У нашего монастыря была своя школа вышивниц и кружевниц, и, может быть, однажды вы поможете её возрождению».

Ценная возможность общаться с мастерами, хранителями живых традиций, никого не оставила ранодушным, и посетители еще долго находились в зале, осматривая экспозицию.

После презентации выставки прозвучало динамичное яркое выступление лауреата всероссийских и международных конкурсов — образцового коллектива Рязанской области, ансамбля народной песни «Пересвет» (руководитель Александр Надейкин).

Девушки пели и танцевали на сцене, выступали то хором, то сольно, своими сильными и звонкими голосами будто подтверждая глубину и мудрость, красоту и жизненную силу народного творчества.

Выставка будет работать в течение месяца.

Ольга Маслова