Главная > Блоги > Прекрасное всем сердцем понимать…

Прекрасное всем сердцем понимать…

великий русский писатель

Жить – Родине служить.
***
Русский человек – добрый человек.
***
Для себя жить – тлеть, а для народа – светить.

Русские пословицы

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И.С. Тургенев

Только любовью держится и движется жизнь.
***
Где красота и жизнь, там и поэзия.
***
Красота – необходимая принадлежность великого художественного произведения.
***

Правда – воздух, без которого дышать нельзя.
***
Смешного бояться – правды не любить.
***
Не читайте, что попало, а со строгим выбором. Воспитывайте свой вкус и мышление.
***
В русском человеке таится и зреет зародыш великих дел, великого народного развития.
***
Счастье – принадлежать к русскому народу.
***
Русский народ – как народ юный и сильный,.. верит и имеет право верить в своё будущее…
***
Какой ты подвиг совершил?
Какому богу ты служил?
***
Когда переведутся Дон-Кихоты, пускай закроется книга Истории! В ней нечего будет читать.
***
Музыка – это разум, воплощённый в прекрасных звуках.
***
И так торжественны леса,
Так бесконечны небеса…

Иван Тургенев

Тургенев – сын своего времени, носящий в груди своей все скорби и вопросы его.

В.Г. Белинский

Славу женщине пели книги Тургенева.

А.М. Горький

Тургенев – славянский гигант.

Гюстав Флобер

Тургенев был и по своему духу коренной русский человек...
Тургенев – эстетик… Он верит в красоту, верит и исповедует её перед самыми ожесточёнными врагами и хулителями. Вселенная представляется ему прежде всего бесконечною красотою… Красота не мешала ему любить народ и делать благо… Он вечно будет творить в живой душе людей чудо красоты, чудо бессмертия!

Дмитрий Мережковский

С чудесной фотографии Деньера портрета Ивана Сергеевича ласково смотрит на нас живое, красивое, доброе и благородное лицо. Лицо писателя, поэта, переводчика. Гуманиста, патриота, подвижника духа.

Иван Сергеевич Тургенев родился 9 ноября 1818 года в селе Спасское-Лутовиново Орловской губернии… Бесконечная любовь к красоте русской природы пробудила в юноше ростки поэтического вдохновения…

Тургенев начал литературную деятельность как поэт. Им было написано около ста небольших стихотворений, в том числе «Наш век», как отклик на смерть Пушкина; «Повесть старика», «Сон», поэма «Штиль на море».

В раннем поэтическом творчестве, навеянном романтизмом, прослеживается влияние лирики Жуковского, Пушкина, Лермонтова. В «Отечественных записках» печатают стихотворения «Старый помещик», «Баллада». Тургенев получил одобрение Белинского: «…крепкий, энергический и претит стих, выработанный в школе Лермонтова». А главное, в них (в стихах) есть мысль, мысль оригинальная…

Здравствуйте, лёгкие звёзды

Пушистого первого снега!

Полны света и благородства стихи, посвящённые женщинам – Т. А. Бакуниной,

А. Н. Ховриной, П. Виардо… Тургенев в своей лирике, подобно Тютчеву и Блоку, переживал из-за живучести, пошлости людей. Как и Лермонтов, в стихотворении в прозе «Завтра! Завтра!» пишет: «Он (человек) вообще не любит размышлять».

«Надо полагать, что люди не созданы мыслить, потому что мысль сильная и свободная – такая для них редкость», – писал Лермонтов.

Белинский одобрил и переводы Тургенева из Гёте, из Байрона, из Шекспира. Сам же поэт довольно критически относился к своему раннему творчеству. Многие стихотворения Тургенева положены на музыку, а некоторые вошли в оперные сцены композиторов. Это романс на стихи поэта «Баллада» (муз. А. Рубинштейна). И особенно популярный в наше время романс «В дороге» («Утро туманное, утро седое...»).

Первая строка поэта стала эпиграфом к стихотворению Блока «Седое утро» и названием сборника стихов Блока. А. Симон включил в оперу «Песнь торжествующей любви» хоровую сцену, в основе которой стих Тургенева «Весенний вечер».

На путь литературной критики Тургенев вступил под воздействием Белинского. Лучшие из статей писателя – статьи о «Фаусте» Гёте в переводе М. П. Вронского, о драме «Вильгельм Телль» Шиллера в переводе Ф. Миллера, о трагедии С.А. Гедеонова «Смерть Ляпунова», о «Повестях, сказках и рассказах Казака Луганского».

В статье о «Фаусте» Гёте Тургенев отдаёт дань совершенству переводу М. П. Вронского. Размышляя о последнем переводе поэта «Вильгельм Телль», Тургенев отмечает, что Шиллер, как человек и гражданин, выше Гёте. Он сумел выразить сокровенную сущность своего народа.

В статье об историческом романе-трагедии «Смерть Ляпунова в прозе» Тургенев вопрошал: «Неужели не явится наконец талант, который возьмётся хоть за этих двух рязанских дворян, Прокопа и Захара Ляпунова, и покажет нам, наконец, русских живых людей?!».

В статье «Повести, сказки и рассказы Казака Луганского» Тургенев пишет, что Владимир Даль – мастерски талантливый народный писатель и, чтобы стать народным писателем, важно сочувствие к народу, наивная и добродушная наблюдательность».

В. Даль знает русского человека как свои пять пальцев. У Даля – русский склад ума и речи, изумительное богатство чисто русских поговорок, бездна остроумия. Иностранцам не могут нравится произведения Даля, ибо там чересчур пахнет русским духом, они исключительно народны.

Одним из лучших ранних произведений Тургенева-писателя по праву считается созданный «эзоповым языком» в разгар реакции в России сборник рассказов «Записки охотника», где дана подлинная картина жизни русских крепостных. Салтыков-Щедрин утверждал, что «"Записки охотника" положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды».

Ленин в своей публицистике рассматривал «Записки охотника» равно с лучшими произведениями Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Весомую оценку произведению дали Белинский, Герцен И. С. Аксаков, Гончаров, Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Огарёв, Короленко, Горький и т.д.

Истинная любовь – таинственная жертва.

Вяч. Иванов

Тургенев преклонялся перед красотой и величием женщины, боролся за равноправие русской женщины. Писатель всегда верил в мужество, духовные силы и ум женщины, связывал с её созидательной деятельностью большие надежды: «Блестящее будущее за тем народом, который поставит женщину не только наравне с мужчиной, а выше его».

Эта тема красной нитью проходит в романе Тургенева «Накануне». Впервые и светлая и чистая любовь девушки получает ответ в другом сердце. И как следствие – её неудержимый порыв к свободе и подвигу. Образу Елены Инсаровой, как и других тургеневских героинь, свойственны – скромность, мечтательность, простота, высокая нравственная чистота, твёрдость воли и мужество. Ещё В.И. Немирович-Данченко отмечал, что героиня романа «Накануне» стала прототипом самоотверженных русских сестёр милосердия, добровольно принявших участие в борьбе за освобождение Болгарии в русско-турецкой войне.

Среди них была и Юлия Вревская – близкий друг Тургенева. Тургенев и Вревская познакомились в Павловске в 1877 году. Они вместе навестили Полонского, завязалась истинная переписка [между Тургеневым и Вревской]. Словно повторившая подвиг Елены Инсаровой, Вревская в качестве сестры милосердия отправилась на русско-турецкий фронт, где вскоре, спасая других, умерла от тифа. Тургенев написал трогательное стихотворение в прозе «Памяти В.П. Вревской»:

«Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!..

Вся пылая огнём неугасаемой веры, отдалась на служение ближним...».

Яков Полонский посвятил Вревской стихотворение «Под красным крестом».

О значении тургеневских женских образов писал П.А. Кропоткин: «Тургенев вселил высшие идеалы и показал нам, что такое русская женщина, какие сокровища таятся в её сердце и уме и чем она может быть как вдохновительница мужчины».

Лев Толстой писал, что сам наблюдал тургеневских женщин в жизни. А. М. Горький утверждал: «Славу женщинам пели книги Тургенева».

Примечательно, что «тургеневские девушки» перешагнули и в наш тревожный ХХ век. 22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны поэт Юлия Друнина вместе со своими сверстницами обивала пороги военкоматов:

У райвоенкоматов и райкомов
Тургеневские девушки стоят…

В романе «Накануне» писатель рассказал и о национально-освободительном движении гарибальдийцев, о борьбе итальянских патриотов против австрийского владычества: «Да здравствует Италия, да здравствует Гарибальди!».

Статья писателя «Гамлет и Дон-Кихот» отражает наблюдения Тургенева над революционными событиями и судьбами их участников. Вечная тема борьбы Света и тьмы, Добра и зла… Автор критикует людей эгоистичных, постоянно во всём сомневающихся, лишённых активности. Им противопоставлены люди смелые, самоотверженные, беспредельно преданные высокому идеалу. Люди, способные на подвиг, а потому близкие к народу.

Писатель ассоциирует таких людей с талантом, с Дон-Кихотом. В герое Гамлета Тургенев видел прообраз лишних людей 30-х – 40-х годов. Революционеры-демократы, подобно Дон-Кихоту, знали о смысле жизни. Ведь в Дон-Кихоте, как и в революционерах, живут высокая нравственность, сильное чувство долга, а главное – «высокое начало самопожертвования» ради торжества истины, справедливости на земле: «Смиренный сердцем, он духом велик и смел».

Тургенев видел в Дон-Кихотах людей, преданных народу и готовых повести его за собой. В финале статьи Тургенев восторженно пропел о доброте Дон-Кихота: «Всё пройдёт, всё исчезнет, высочайший сан, власть, всеобъемлющий гений, всё рассыплется прахом… Но добрые дела не разлетятся дымом; они долговечнее самой сияющей красоты».

Любовь для Тургенева – подвиг. Любовь способна победить эгоизм – главного врага человечества. По утверждению Галины Винниковой, автора книги «Тургенев в России», писателя можно назвать певцом возвышенной любви. Тургенев непреложно стремится и в жизни и в творчестве пробудить в сердцах людей любовь и веру.

В творчестве Художник воспевает жертвенную любовь. И, прежде всего, в романтической, автобиографической «Первой любви». Первой любви писатель посвятил произведения: «Ася», «Дворянское гнездо», «Накануне». А в поздней повести «Вешние воды» Тургенев вдохновенно пропел гимн любви. В названных произведениях присутствует и чувство трагического. Его роман с Полиной Виардо не принёс ему счастья. Из-за большой любви к знаменитой французской певице он на всю жизнь остался «одиноким вечным странником».

В середине июля 1859 года к украинской писательнице М.А. Маркович Тургенев с грустью в сердце писал: «Нет счастья вне семьи и вне родины».

Сатирическим пером, подобно Салтыкову-Щедрину, Тургенев пытается решить общественно-политические проблемы. Писатель обеспокоен судьбой России и её будущим, работает над философскими и духовно-нравственными проблемами. Тургенева волнует экономическая кабала крестьян. Главным объектом своей сатиры писатель считает генералов, консерваторов. Он разоблачает «баденовских генералов» и их крайне реакционные взгляды.

В 1862 году в России был разгул реакции и террора. Запрещены «Современник» и «Русское слово». Галина Винникова отмечает, что, как «смелый летописец своей эпохи», Тургенев проявил себя в романе «Дым» в разделе полемики того времени. Герой романа Литвинов, человек честный, патриот, противопоставлен «баденовским генералам».

Отрадно, что литература для Тургенева, как и театр для Гоголя, стала кафедрой, с которой он пропагандировал идеи об успешном преобразовании России. Герцен увидел, что пламя своей сатиры Тургенев направил на молодую русскую эмиграцию, и одобрил это. Высокую оценку «Дыму» дал П. Анненков.

Последним произведением Тургенева стал роман «Новь», похожий на социологическое исследование, в основе которого лежат политические идеи. Лавров писал, что в основе романа – движение революционеров-народников в России. 15 января 1876 года в письме к Салтыкову-Щедрину Тургенев с энтузиазмом сообщил о главной задаче в связи с написанием «Нови»: «Кто знает, мне, быть может, ещё суждено зажечь сердца людей».

О народном движении в России писатель был хорошо информирован от самих революционеров. В романе автор указал на слабые стороны народников – оторванность их от народа. И всё же это движение не прошло без пользы. Тургенев понимал, что Россию не минует капиталистический путь развития.

Главные герои «Нови» – Марианна и Нежданов. Сблизила их любовь и общее дело. Мужество и храбрость характерны для Марианны, всегда готовой на жертвы и на подвиг во имя счастья людей. В книге Тургенев поднял и проблему мнимой революционности. В романе писатель впервые в своём творчестве создаёт образ русского рабочего. Луначарский высоко отозвался о романе «Новь», а Марианну он назвал «самой светлой звездой на всём небосклоне русской литературы». Радостно сознавать, что надежды Тургенева сбылись. Его «Новь» зажгла, подобно горьковскому Данко, сердца людей, пробудила в них ненависть к угнетателям, призвала к борьбе.

Тургенев охотно оказывал в 1880-е материальную помощь революционерам-эмигрантам, сам искал нуждающихся, помогал найти им работу. При участии писателя в Париже была открыта библиотека для русских революционеров-эмигрантов. Тургенев хлопотал за революционеров перед французскими и перед русскими властями, дружил с Лопатиным, другом Маркса, был знаком с П.А. Кропоткиным, с Писаревым, революционером-демократом, публицистом и литературным критиком. Тургенев сотрудничал с издателем «Вестника Европы» М. М. Стасюлевичем, публицистом, профессором столичных университетов; и молодым критиком В. В. Стасовым.

На ниве традиционного русского искусства писатель сблизился с художником-баталистом В.В. Верещагиным, с композиторами «Могучей кучки»… О проблемах народа, о бедах русского крестьянина размышлял в публицистике Тургенев. С жизнью крестьян был знаком не понаслышке. Его радовали отзывчивость и природный ум русского крестьянина. В тоже время, писатель переживал о слабо развитом чувстве гражданственности в русских крестьянах. Подобно евразийцам, Тургенев считал русский народ не только европейским. Русский народ – посредник между Востоком и Западом.

Почти каждое лето писатель приезжал из Баден-Бадена в Россию, в своё родовое гнездо – Спасское-Лутовиново. Радовался, как ребёнок, устроенным им «дивным пирам» – праздникам в честь его возвращения на родину. На торжества приглашались крестьяне из ближайших деревень. Журналист И.Ф. Рында так описывал те празднества: «Лились нескончаемые песни; водились хороводы… и стар и мал находили угощение у бывшего своего помещика. Пир и веселье продолжались на другой, а часто и на третий день. Любуясь весельем крестьян, Иван Сергеевич часто произносил мягким фальцетом: "Чудесно, прекрасно!". Что за широкий дух у русского человека – ничего подобного нет у иностранцев!»

Этим не ограничивалась благотворительность писателя. Тургенев назначал пенсии престарелым крестьянам, заботился об организации медицинской помощи больным… В 1863 году в Спасском-Лутовиново писатель открыл школу для крестьянских детей, которая содержалась на его средства.

В 1879 году российская общественность горячо встречала Тургенева в Москве и Петербурге. Писателя избрали почётным членом Общества любителей российской словесности.

В России Тургенев словно заново рождался. В письме писательнице Е.В. Львовой он сообщает: «Пишется хорошо, только живя в русской деревне: там и воздух-то как будто "полон мыслей"!»

Ещё одна радость сопутствовала Тургеневу. В том же 1879 году Оксфордский университет избрал писателя почётным доктором гражданского права.

18 июня 1880 года в Москве был торжественно открыт памятник Пушкину. Выступления Тургенева и Достоевского с «Речью о Пушкине» перед собравшимися были встречены с восхищением! Позднее Московский университет избрал Ивана Сергеевича своим почётным членом.

Тургенев внимательно следил за развитием русской литературы. Помогал молодым писателям, наставляя их, учил писать просто, поддерживал материально.

Тургенев дружил с Некрасовым, Полонским, Львом Толстым, Салтыковым-Щедриным… Последние годы писатель тяжело болел. В своём последнем письме Толстому Иван Сергеевич писал о посещении Кембриджа и Оксфорда: «И как же здорово они нас ненавидят!» А самого Льва Николаевича писатель величает «писателем земли русской».

11 июня 1882 года Иван Сергеевич пишет Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которой я уже, вероятно, никогда не увижу». Полонский написал 15 живописных этюдов в Спасском-Лутовиново, в имении Тургенева. Он создал последний прижизненный портрет писателя в его усадьбе. В свою очередь, Тургенев вдохновил на творчество жену поэта, Жозефину Антоновну. Она увековечила память Тургенева бюстом-надгробием собственной работы на Волковом кладбище в Петербурге.

И. С .Тургенев ушёл из жизни 3 сентября 1883 года. Он завещал похоронить себя на Волковом кладбище, рядом с Белинским… Смерть писателя стала тяжёлой утратой для русской и мировой литературы.

Эрнест Ренан, французский мыслитель и историк, в Париже, на проводах тела Тургенева в Россию, произнёс: «Душа его – была… совесть целого народа… честь и слава великой славянской расе». На смерть писателя откликнулись Лавров, Лопатин… Салтыков-Щедрин говорил о Тургеневе, как об учителе многих русских писателей, что литературная деятельность Тургенева была соизмерима с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова…

Служа заграницей интересам России, Тургенев поистине стал послом «русской интеллигенции». Известно, что в 1860-х годах писатель принимал активное участие в общественно-культурной жизни Парижа. Жорж Санд и Флобер считали его своим учителем. Флобер и Тургенев часто беседовали на темы литературы и искусства… «...От ваших произведений исходит терпкий и нежный аромат, чарующая грусть, которая проникает до глубины души...», – писал Флобер. Иван Сергеевич считал Флобера одним из лучших современных писателей и критиков. Дружил Тургенев и с Проспером Мериме, который интересовался Россией, её культурой и литературой. Последний с помощью Тургенева переводил на французский Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Мериме же написал критическую статью о Тургеневе. Прекрасную статью создал о Тургеневе Ламартин. Мопассан посвятил русскому писателю сборник своих рассказов.

Сердечные слова посвящены Тургеневу американским писателем норвежского происхождения Х. Бойесеном: «...Он любил Россию и страстно желал, чтобы Россия внесла свою долю в общую сокровищницу человеческой культуры».

Тургенев часто редактировал переводы различных авторов. Благодаря ему увидели свет переводы на французский, немецкий и английский языки произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого… Тургенев всячески способствовал опубликованию в России произведений Золя, Флобера, Гейне, Мопассана и других.

Велико значение для русской и мировой культуры жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева. Художника, гражданина, подвижника духа! Огромно и непреложно значение созидательной творческой и общественно-культурной деятельности Тургенева для его поколения и для грядущих поколений. Пером писателя водило Сердце... Иван Сергеевич искренне по жизни стремился и учил своих современников:

«Прекрасное всем сердцем понимать».

Подготовила: Майя Мартолина