Главная > Блоги > Игра и сила рязанской поэзии: мистерии, версусы, футуризм

Игра и сила рязанской поэзии: мистерии, версусы, футуризм

член регионального Союза профессиональных литераторов

В Рязани возрастает число литературных групп, поэтических проектов, а также оригинальных творческих конкурсов, где наш город присоединяется к акциям всероссийского масштаба. Корреспондент Vezdekultura.ru побеседовала с одним из самых активных рязанцев – «проводником» нашего региона в пространство больших творческих идей, который с интересом следит за жизнью собратьев по перу. Молодой рязанский поэт Дмитрий Шашкин – выпускник РГУ и участник Рязанского союза профессиональных литераторов, а по совместительству – сотрудник отдела массовой работы в Центральной детской библиотеке г. Рязани.

Среди жарких событий лета – проведенный именно его усилиями в Рязани (в один день с Москвой, Петербургом, Великим и Нижним Новгородом) региональный финал Чемпионата поэзии имени Маяковского. Впрочем, Шашкин курировал все этапы рязанской части петербургского конкурса «от и до», встав на старт еще зимой: он становится основным распорядителем этого проекта в Рязани уже второй год.

За время чемпионата 18 рязанских стихотворцев поучаствовали в версусах и конкурсах импровизаций, попробовали себя как переводчики и манифестанты… Кто формулирует эти задания и, в целом, какие цели стоят перед участниками чемпионата?

— Организаторы в Петербурге дают рекомендации относительно заданий и творческих соревнований, но окончательная формулировка остается за нами. Было задание перевести англоязычный текст песни, используя подстрочник, - автор песни, кстати, молодой рязанский сочинитель под псевдонимом Lost Hollywood. Были импровизации - блиц-творения по мотивам слайдов с кадрами из аниме. Были своеобразные инсценировки. Попробуйте в стихах объясниться с охранником, если вы задремали в библиотеке и нечаянно остались там на ночь!.. Был и версус - отнюдь не агрессивный, добрый. Участники отлично показали себя, даже те, кто сознательно выбрал стратегию выступать исключительно «на поражение». В финале был акцент на имиджевую составляющую: важно было представить свое поэтическое «Я». Сняли, в частности, проморолик, где финалисты читали на камеру «Эпилог» Маяковского. Кстати, видеоформату Петербург придает принципиальную важность: в следующем году и у нас будет особый акцент на видеопоэзию... Что касается победителей, то жюри, пожалуй, особое предпочтение в итоге отдало тем, кто показал наибольший прогресс в решении творческих задач, смог максимально раскрыть свой индивидуальный стиль (gрим. - в финале команду жюри составили Дарья Фролова, главный библиотекарь центра молодежных инноваций библиотеки имени Горького; член арт-объединений «Подвалье» и «Гардероб Открытых Ран» Рэдмонд Фокс, а также Екатерина Яковлева, владелица магазина «Артефакт». Финалисткой чемпионата в Рязани была Елена Керенцева, которая представила наш город на суперфинале в Петербурге).

Какие ещё проекты доводилось курировать в Рязани?

— Ещё в 2013 и 2014 годах мы с Алексеем Козловым из Коломны, создателем международного проекта «Улица искусств», провели у нас в городе два поэтических мероприятия; на летней улице Почтовой развернули с моим тезкой Димой Лутониным проект «Живая строка» - там, фактически, в режиме свободного микрофона выступают активисты рязанских литературных групп, а также желающие поэты и музыканты всех возрастов. Второй раз подряд буду курировать в Рязани и всероссийский проект «Поэзия в лицах». Снова объявим конкурс среди рязанцев и выберем десяток лучших стихов; дизайнеры оформят галерею работ, где поэзия будет единым целым с графическим коллажем.

У тебя очень много новейшей поэзии на слуху, видишь и самих авторов, в их творческом, исполнительском порыве. Как бы охарактеризовал рязанскую поэзию?

— «Всё живое особой метой отмечается с давних пор». А поэзия у нас всё-таки живая. Кураторы «Поэзии в лицах» отмечали, что рязанцы – поэты смелые, разносторонние, они поднимают не самые легкие темы. Лично я же хочу сказать, что у рязанских ребят в стихах присутствует некая... мистериальность! И хотя рядом с нами Москва, и к нам неизбежно будут приезжать с выступлениями и акциями все больше и больше поэтов, проводиться модные мероприятия в столичном стиле, - я надеюсь, эту мистериальность Рязань не утратит.

Как ты, поэт, пришел к кураторству? Почему тебя заметили: поэту нужно быть экстравертом, активистом, чтобы быть услышанным?

— Организаторы из других регионов выходили на меня сами, видимо, где-то на Почтовой я оказался у них на виду, на слуху. А что касаемо того, что необходимо быть заметным, - поэт никому ничего не должен. Среди нас есть много великолепных авторов, самородков, не видевших ещё своего читателя, потому что никогда не выходили и не мыслят даже выходить на публику. Но базовые навыки продвижения, конечно, никому не мешают в творчестве, а чаще - помогают. Многое решают неформальные связи, случайные соприкосновения интересов. Например, на одном эзотерическом форуме я познакомился с носителем итальянского языка, доктором философии, филологом Клаудио Наполи. Мы разговаривали об итальянской поэзии, о футуристах... Я понял, что это те же темы, о которых мы с друзьями-поэтами говорим где-то на рязанских кухнях. И неожиданно сложился проект, посвящённый итальянской поэзии и основанный на этих соприкосновениях. Клаудио компетентно занялся подстрочниками, а я, так сказать, их художественным оформлением, текстовой интерпретацией. Получились самостоятельные вольные переводы на основе поэзии Маринетти, Габриэле Д'Аннунцио, Альдо Палаццески. Мы оперировали исключительно текстами, которые никогда не переводились на русский. С некоторыми из этих стихов в 2016 году я выступил в финале рязанского конкурса «Свободный микрофон».

...И стал одним из победителей, выиграв участие в аудиопроекте с Сергеем Гриматиным — в записи рязанского прозаического альманаха 1891 года . Какие еще у тебя лично есть достижения, начинания?

— Удачно выступил на фестивале «Старкон» (прим. - петербургский фестиваль фантастики, кино и науки)! Пришел на тамошний свободный микрофон, все выступили с песнями, а я, неожиданно, со стихами... Выступал также в Москве и в Нижнем Новгороде, участвовал в полуфинале «Русских рифм». Около года назад я вступил в ряды Рязанского союза профессиональных литераторов и получил стипендию Правительства РФ для молодых деятелей культуры и искусства, в номинации «Литература. Молодые авторы». В рамках данного проекта готовлю аудиокнигу собственных лирических произведений.

Почему именно такой формат?

— Мне кажется, что моя поэзия реальным читателем куда лучше воспринимается на слух... Я хотел также решить в процессе работы над материалом несколько творческих задач. Всё делается для читателя, слушателя, всё строится вокруг его личности. И я задался вопросом: как моя подборка стихов будет прочитана читателем с улицы? Кто этот читатель? Как эти стихотворения зазвучат голосами других людей? Книга в аудиоформате будет озвучена, «прочтена» целой группой людей.

Что ты мог бы сказать о собственной поэзии, продуктивный ли ты сочинитель, какого придерживаешься стиля?

— У меня есть и одиночные стихи, и циклы, их количество пополняется примерно раз в месяц. Стилю же давать определение не хочу... Маринетти говорил, что истинная поэзия подобна мигу автокатастрофы, и в этом я с ним согласен, но с недавнего времени я никуда не спешу... Стихи пишутся кровью, но не всегда кровью самого поэта! Евгений Артамонов из Союза писателей России однажды назвал мою лирику «занебесной», но она, скорее, «зазеркальна». Через аллюзии, бурлеск, травестию знаковых образов, через разрывы форм, через намеренно усложненный синтаксис - стараюсь отразить суть духовного поиска. В этом зеркальном лабиринте всегда существуют несколько точек зрения, ступени смыслов, воронки образов. Поэтому мои стихи — не просто переклички с реальностью, а попытка взглянуть куда-то за суть вещей. Моя поэзия принципиально несовременна. Но претендует на то, чтобы быть своевременной...

Из недавних творений — например, своеобразная «Песнь о странствующем голубе». На североамериканском континенте до Первой мировой войны существовал такой вид птиц, и это было чудо природы - огромные популяции, стаи с бесчисленным количеством особей... Американские поселенцы за полтора века бездумной охоты полностью уничтожили этот вид. Стихи родились, вдохновленные этим сюжетом...

...Мы узнали бы правду из уст голубей,

Что ни сеют, ни жнут от начала веков.

Где ты? Где ты, моя двухмиллиардная стая

Перед мнимым величием наших богов

Затмевавшая солнце, с природой играя?

Мы - отныне творцы, но не можем творить...

Пред лицом приближенья безвременной смерти

Допускаем, что мойры отмерили нить,

Воздвигаем кресты - справедливости жерди,

Будто есть преступление - низкий полет,

Будто есть оправданье - охота на мясо,

Будто дяденька с неба за то сниспошлет

Благодать на великую белую расу...

Необычный взгляд на вещи... Скажи, ты и как сотрудник рязанской Центральной детской библиотеки пробуешь в работе оригинальные, творческие формы деятельности?

— Да, привлекаю сюда молодых поэтов и музыкантов, и сейчас мы используем необычные варианты, например, выступаем с серьезной поэзией как аниматоры. На формальном литературном вечере в камерной обстановке внимание школьников трудно захватить, а вот когда стихи читает Баба Яга или, допустим, герои пушкинских сказок, дети демонстрируют интерес к услышанному. Еще меня привлекает такая форма работы как читательский клуб – например, для учащихся старших классов. Я хотел бы сделать акцент на том, что многие известные прозаики-классики, от Тургенева до Паустовского и Солженицына, начинали, либо серьезно пробовали себя именно как поэты. Сейчас их образы запечатлены в веках, а поэзия осталась практически неизвестной, не вошла в привычные нам каноны, но о ней можно и нужно говорить отдельно.

Беседовала Ольга Маслова.