12 — 18 августа I Международный форум древних городов
Главная > Блоги > Река и монумент. Рязань отметит 640 лет со дня битвы на Воже

Река и монумент. Рязань отметит 640 лет со дня битвы на Воже

заслуженный артист РФ, актёр Рязанского государственного областного театра для детей и молодёжи

4 августа под Рязанью в XVI раз пройдет межрегиональный военно-исторический фестиваль «Битва на Воже». В нынешнем году исполняется 640 лет со дня битвы - исторически значимого сражения, где впервые потерпели существенное поражение войска Золотой Орды. Центром празднества в селе Глебово-Городище Рыбновского района станет большое театрализованное действо с элементами реконструкции - спектакль «Здесь зарождались Великие Победы». Режиссёр постановки - заслуженный артист России Андрей Торхов. Он рассказал корреспонденту портала VEZDEKULTURA как намерен решить свою нетривиальную творческую задачу.

– Битва на Воже – это, можно сказать, первое свидетельство русской славы, первая значимая победа русского оружия. Потом уже открылась череда последующих: Куликово поле, Ледовое побоище и другие. И в год 640-летия этого события захотелось вспомнить главные наши битвы. «Река времени» объединит пять эпизодов истории. Для каждого – своё режиссёрское решение. Первый эпизод – «Битва на Воже» – ставшая традиционной реконструкция битвы, которая ежегодно привлекает большое количество туристов и гостей праздника. Второй эпизод, посвящённый ополчению боярина Ляпунова против поляков в 1611 году, объединит и актёров, и реконструкторов, и волонтёров. Война 1812 года демонстрируется через картину мирной жизни, в которую врывается война. Светский бал в исполнении театра танца «Огни» (г. Шацк), песни, а далее тоска по ушедшим и восторженная встреча победителей. Что касается эпизода, посвященного Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., здесь будет сделан акцент на рязанских военных госпиталях. Медсестры, носилки, внутренняя больничная жизнь будет обыграна с выступлениями юных артистов. Финальная сцена объединит всех участников и подведет итог тому пути, который прошла Россия от битвы на реке Вожа к современности.

Будут применяться специальные средства, новейшие технологии?

– Технологии сейчас очень доступны; да, можно сделать сетчатый экран и лазером создать эффектный рисунок. Но хочется, чтобы там, на живом поле, были живые люди. Все будет сделано через людей. Я преклоняюсь перед волонтёрами, которые со всей смелостью готовы участвовать в этой постановке - деле крайне утомительном, возможно, травматичном, готовы выходить и делать шоу на жаре...Своё представление готовят также курсанты ВДВ. Конечно, кроме волонтёров, курсантов и реконструкторов будут задействованы профессиональные актёры – работники Театра на Соборной. Как режиссёр, преклоняюсь перед своей коллегой Татьяной Евгеньевной Катковой, автором сценария этого праздника, доцентом кафедры режиссуры РТПП МГИК. Она, основываясь на небольшом стихотворении Державина о реке времени, создала для сценария особенный текст – настоящий былинный сказ.

Как Вы ухитряетесь собрать все эти ресурсы в единое целое? Используете свой опыт режиссёра, актёра, педагога?

– Безусловно, опыт режиссёра: я ведь ставил дипломные спектакли, занимался постановками в Тульском академическом театре драмы, проводил массовые мероприятия, хотя и не столь «многолюдные»... И, конечно, использую опыт педагога, он у меня почти в четыре десятка лет... Я, в частности, преподавал в рязанском МГИКе актёрское мастерство студентам на кафедре хореографии. Давал им задания, например, показать первую встречу Мастера и Маргариты, и было любопытно: я их учу актёрской работе и сам учусь, глядя на них. Учусь, как выстроить пространство, композицию в пространстве. Впрочем, то, чем я сейчас занят, это не совсем режиссура. Это, в каком-то смысле, почти дрессура. До ближайшего зрителя праздника – расстояние 30 метров. Здесь не видна актёрская игра с эмоциями на лице. Важно другое: синхронность движений, чистота исполнения. Действия многих людей как единого существа, широкий жест, эффектная двигательная картинка... А в символическом понимании моя задача почти как у художника: увидеть полотно, узнать, какой символ в нём дышит, поправить, чтобы тот стал ярче. Вместо красок и холста у меня люди.

- Как Вы полагаете, насколько важен и ценен для актёра и вообще для каждого человека этот опыт: в спектакле, игре, на репетиции - погружаться в прошлое?

– Всегда интересно попасть в другое время. Волонтёрам – не менее, чем актёрам. Актёры же играют и Шекспира, и Толкина, и все это – другие времена, каждый новый спектакль это другое пространство. Мне иногда говорят: Вы такой опытный актёр, 8 десятков ролей за спиной. А получая новую роль я в тупике, я как новорождённый младенец... Эту сущность, это пространство я ещё не знаю. А у волонтёров и вовсе получилось так, что их, образно говоря, швырнули в воду, и пришлось всем поплыть. И вот они окунаются, ныряют то в одно, то в другое время. И притом на протяжении всего действия обряжены в нейтральные костюмы, которые конкретно ни к какой эпохе не относятся. Они ни из какого времени в этом действе, они «вездешние». Это похоже на очень своеобразный тренинг, это уникальный опыт.

Другие статьи этого автора