Главная > Блоги > Грани Сапфирова: от «Hello, Dolly!» к «Гренаде» и симфоническим проектам

Грани Сапфирова: от «Hello, Dolly!» к «Гренаде» и симфоническим проектам

Свое 55-летие в конце апреля бард, музыкант и организатор фестивалей авторской песни Евгений Сапфиров отметил «необычным концертом» (так гласила афиша). После юбиляр рассказал корреспонденту VEZDEKULTURA о том, как из джазменов стал туристом, а также о нынешних творческих пристрастиях.

21 апреля в актовом зале мединститута вместе с учениками, с соратниками - Галиной Чепурной, Алексеем Долговым, Дмитрием Лориным, участниками квартета «Сапфиров плюс» - исполняли песни в диапазоне от авторской баллады до городского романса. Из Коломны приехал семейный дуэт Марины Подвойской и Игоря Анохина, из-под Нижнего Новгорода трио Тиунов-Широких-Литвинова привезли поздравление в стиле регги. Кавер «Californication» Зулфикора Дандонова стал приветом Сапфирову-школьнику, игравшему рок.

В студенчестве Сапфиров, учась в сельхозинституте, уже состоял в джазбэнде, где было всё - и кларнет, и аккордеон, и контрабас. Было всё: от «Цветущего мая» Полонского до «Hello, Dolly!» в «казаках», джинсах и сомбреро. И вот теперь юбиляр вдохновляет на творческие эксперименты таких же студентов - учащихся меда. Проект «Красный диплом» в инди-стилистике добавил концерту колорита французским шармом представителей Туниса. Проект «Грани» преподнес авторскую песню в симфоническом звучании.

А сам Евгений Викторович рассказал, что на сцену в актовом зале меда впервые взошел в 1983 году, так состоялся его творческий дебют...

- Получается, в этом году Вы отмечаете и 35-летие творческой деятельности?

- Да - применительно именно к авторской песне. Здесь, в мединституте, проводились в свое время мегапопулярные среди студентов концерты КСП. И здесь я впервые исполнил на публике две песни собственного сочинения.

- На своем вечере Вы упомянули, что начиналось все с рок-музыки. Какой он, путь от рок-музыки к авторской песне?

- Я научился играть на гитаре в 7-8 классе в Доме пионеров в Болграде, под Одессой. Мой педагог был не музыкант, а комиссованный летчик. Но он умел слушать музыку и мог очень хорошо объяснять. Потом я притащил учиться игре на гитаре и своих одноклассников! В 9 классе у нас уже был ансамбль, где мы играли «Deep Purple», «Sweet», «Nazareth». Моим кумиром был Блэкмор. Мы сами выпиливали колонки, настоящий английский динамик для басовой колонки купили на Привозе. В студенчестве я уже играл джаз. Но, конечно, слышал и песни Высоцкого, и «Гренаду», и Дольского с Никитиным, тогда они все ощущались какими-то небожителями...

- Потом оказалось, что Вы с ними на одной волне?

- Я пристрастился к походам с туристическим клубом мединститута «Theleos». И именно в походе, услыхав песню у костра, ощутил ее магию... Она вошла в меня вместе с этими кострами, с кругом людей, близких по устремлениям. И еще поражала поющаяся поэзия... Именно тогда я задумался о том, какая пропасть между этой высокой поэзией в музыкальной форме - и текстами эстрадных песен.

- Вы чувствительны к качеству текстов?

- С эстрады звучат примитивные тексты, процветает какое-то клиповое мышление. Если же говорить об авторской песне, этот жанр по-своему сужается сейчас. Серьезные, профессиональные исполнители в погоне за экспериментами, техникой потеряли какой-то особый шарм, глобальность. И за кудрявостью образов пропадает естественная природа, сила слова. Пропадают простота, ясность, предельная прозрачность Пушкина и Окуджавы... Или Кима и Городницкого.

- Так или иначе, Вы видите какие-то новые имена, коллективы, которые дали бы повод продолжить Вашу антологию рязанской бардовской песни? (прим.: Сапфиров выпустил 2 «аудио-тома» антологии - два «БАРДовых альбома»)

- Да, есть мысли о том, чтобы подготовить и третий том. Но это проект. На него нужны время, силы, деньги.

- Как я понимаю, Вы заняты сейчас не только фестивалями туризма и авторской песни - «Бабье лето», «Голубые озера» - но и проектами в поддержку семей с детьми-инвалидами?

- Да, уже больше трех лет. В школе № 3 - клуб душевного общения «Семья и песня», в интернате на Новой - фестиваль «Оранжевый кот». Чем детям могут помочь музыка, творческие занятия? Любые занятия - это жажда жизни! Я вот сам, например, люблю работать с деревом. Табуретку сделать - это уже творчество, если у тебя что-то получается! Я, к слову, человек приземленный, мне нравится работать руками.

- А чем же тогда привлекает сценическое творчество?

- Мне нравится сцена за то, что я вижу людей, выступающих рядом, в положительном ракурсе. На сцене все хорошие! Так что, находясь на подмостках, я как бы стремлюсь удержаться в этом круге хороших людей.

- Вы сами кажетесь очень позитивным, очень оптимистичным человеком...

- Да, я смотрю на жизнь с оптимизмом... Взрослеет моя дочь Марьяна, девушка со множеством увлечений: английский язык, художественная и музыкальная школа; она победительница музыкальных фольклорных конкурсов. Растёт сын Тимофей, ему вот-вот исполнится 3 года. Рядом любимая жена, в деревне - мама, между прочим, старшина ВДВ в запасе. Есть прекрасные и верные друзья... Жизнь продолжается!

Беседовала Ольга Маслова