В Рязани, С детьми

Школьники с ограниченными возможностями здоровья освоили азы робототехники в «Открытой мастерской» 12+

22 июня

Уже полгода в Рязанской областной детской библиотеке действует «Открытая мастерская». Осуществление проекта, посвященного современным видам прикладного и технического творчества, стало возможно благодаря гранту Президента РФ. Разработанный специалистами учреждения совместно с Рязанским библиотечным обществом, он рассчитан на ребят с особенностями здоровья. В рамках грантовой программы уже прошли десятки встреч с учениками школ № 10, 18, 23.

Одна из составляющих «Открытой мастерской» – занятия по робототехнике. За минувшие полгода на «уроках с роботами» побывали 84 школьника.

Куратор проекта Ольга Лебедева, заместитель директора Областной детской библиотеки по автоматизации, поясняет:

– Если мастер-классы по прикладному творчеству были чем-то привычным (подобные занятия проводятся для детей с ограниченными возможностями здоровья уже который год), то к робототехнике мы обратились впервые. Пришлось сначала самим освоиться с робо-наборами. Это серия детских конструкторов «Huna», которая объединяет и наборы типа LEGO, и сборные игрушки с моторами, и конструкции на фотоэлементах, машины на пульте управления. Мы убедились, что детям робототехника доступна и интересна. У школьников, которые приходили к нам, разные способности, но до сих пор помним одно из первых занятий со школой № 23. Сначала мы ведь просто работали с азами, с карандашами и бумагой. Было задание нарисовать «умную машину». И дети придумали целую семью роботов с «профессиями». Придумали конструкцию, которая «чипирует» мелкие вещи, чтобы потом их было удобно искать. Позже был эпизод, когда ребята нашли ошибку в схеме – заводской инструкции к робо-набору.

В программе занятий – и знакомство с книгами по робототехнике, и видео-обзоры, посвященные «рабочим специальностям» современных роботов. Дети получают возможность значительно расширить кругозор. Но главное – практические навыки: сбор персонажей сказочных историй по схемам, попытки соорудить подвижного робо-волка; манипулировать робо-машиной с помощью пульта...

Вот что говорит о пользе «Открытой мастерской» Светлана Жирнова – учитель математики школы № 10. Жирнова — давний партнер библиотеки: классный руководитель, который вот уже несколько лет приводит на Почтовую, 63 своих подопечных.

– У нас есть дети с тяжелыми нарушениями речи. И на занятиях в «Открытой мастерской», работая вручную с мелкими деталями, ребята развивают мелкую моторику, у них активируются речевые центры головного мозга. Далее здесь школьники учатся разбираться в схемах и действовать по инструкции. Скажу, что именно работа по алгоритму – основа коррекционного обучения, это то, чему мы их учим в школе. Также на занятиях в «Открытой мастерской» необходимо доводить начатое до конца. Это воспитывает характер. В классе много гиперактивных ребят: им пришлось справляться с собственной неусидчивостью и всё-таки продолжать работу до результата.

Светлана Вячеславовна делится и самыми важными итогами: это истории конкретных учеников. Некоторые семиклассники увидели в робототехнике свое новое хобби, может быть, – основание для будущего выбора специальности, кто-то за счёт неожиданно раскрывшихся способностей даже смог улучшить коммуникативные навыки и повысить свой статус в среде одноклассников. Так, на занятиях в «Открытой мастерской» смог проявить себя юноша, не очень «популярный» в классе из-за проблем с успеваемостью. Именно он собирал роботов лучше всех, хорошо разбирался в схемах, что позволило ему привлечь к себе интерес.

Оказалось, что и родители довольны занятиями в «Открытой мастерской» и просят продолжать занятия, кое-кто даже лично посетил необычный «урок с роботами». Между тем, библиотека планирует рассказывать об удивительном мире робототехники и обычным ребятам; так, 6 июля, в рамках культурного проекта «Библиодэнс», здесь проведут познавательную и развлекательную программу «На танцполе с роботами».